01.06.2005 02:00
    Поделиться

    Распространители периодики попали под контроль

    Судя по официальным данным, которые были обнародованы на последнем заседании Комиссии СФ по информационной политике, число подписчиков периодических изданий в России стремительно сокращается: в 1995 году 50 млн. российских граждан получали по подписке то или иное издание, сейчас их число составляет не более 20 млн. Многие эксперты, выступившие на заседании Комиссии СФ, считают, что эти цифры свидетельствуют не о растущей бедности граждан, а о растущем недовольстве населения работой распространителей - эта критика в первую очередь была отнесена к деятельности ФГУП "Почта России". Так, по словам председателя Комитета СФ по бюджету Евгения Бушмина, в системе работы "Почты России" в последние годы появилось много лишних звеньев, что приводит к неоправданно высоким ценам при оплате работы почтовиков. Бушмин, в частности, обратил внимание на несопоставимость цен, которые назначаются на оказываемые "Почтой России" услуги, и стоимости распространяемых изданий. "К примеру, стоимость самого периодического издания составляет 330 рублей в год по подписке, а услуги почты составляют 970 рублей", - отметил глава Комитета СФ по бюджету. Сенатор также обратил особое внимание на "странное сочетание государственных и частных интересов, которое проявляет руководство "Почты России" и "Межрегионального агентства подписки". Кстати, видимо, деятельность именно ООО "Межрегиональное агентство подписки" (МАП) окажется в центре внимания создаваемой специальной рабочей группы. По данным Альянса руководителей региональных СМИ России, представивших свой доклад на заседании информационной комиссии СФ, "Почта России", пользуясь своими административными ресурсами, фактически понуждает издателей заключать договоры с ООО МАП на распространение их изданий по подписке. По сведениям Альянса, в первом полугодии 2005 года с ООО МАП вынуждены были работать издательства в 47 регионах России, а по подписке второго полугодия 2005 года - в 82 регионах. Таким образом, монополизация рынка реализации печатных изданий в России идет полным ходом. В упомянутом докладе содержится однозначный вывод: подобная ситуация приводит к появлению реальной возможности давления на коммерческие независимые СМИ. Однако главная претензия региональных издателей к ООО МАП заключается в другом: в докладе приводится множество примеров того, как упомянутое ООО необоснованно повышает цены на свои услуги.

    Разумеется, ООО МАП нельзя назвать обычной коммерческой организацией. По словам помощника министра информационных технологий и связи Александра Киселева, "Почта России" является соучредителем "Межрегионального агентства подписки" - это абсолютно известный факт". При этом участники заседания Комиссии СФ намерены проверить, насколько достоверна информация о том, что ООО МАП было зарегистрировано на Виргинских островах. По мнению Евгения Бушмина, вся эта ситуация нуждается в тщательном разбирательстве вплоть до привлечения к этой работе органов прокуратуры.

    Участвовавший в заседании глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) Михаил Сеславинский сообщил, что хотя "Почта России" не подчиняется его ведомству, Роспечать обеспокоена положением дел с распространением периодики. По мнению Сеславинского, в России должна существовать рыночная конкуренция среди распространителей. Заместитель министра информационных технологий и связи Борис Антонюк заявил, что в России "разорвана цепочка" доставки периодических изданий, поскольку никто во власти до сих пор не обращал внимания на одну кажущуюся всем малозначительной проблему, связанной с состоянием почтовых ящиков, принадлежащих частным лицам. Пока что за сохранность этих ящиков отвечают муниципальные власти, которые, однако, явно не слишком успешно справляются с этой частью своих обязанностей. В результате почтальонам нередко бывает просто некуда положить пришедшее адресату письмо, газету или журнал. Кстати, по словам гендиректора ФГУП "Почта России" Игоря Сырцова, почтовики готовы взять на себя ответственность за состояние "частных" почтовых ящиков. Сырцов, как и следовало ожидать, отверг большую часть критических замечаний, прозвучавших на заседании Комиссии СФ по информационной политике. Он считает, что расходы, которые несет при распространении периодики его ведомство, оправданны. По его словам, в настоящее время идет процесс формирования единой федеральной системы почтовой связи, появление которой должно благотворно сказаться на качестве работы распространителей. Как сообщил Игорь Сырцов, в системе ФГУП "Почта России" работают свыше 360 тыс. человек, которые ежегодно обрабатывают и пересылают 1 млрд. 300 млн. писем и доставляют более 3 млрд. печатных изданий и свыше 13 млрд. посылок. По словам гендиректора, во всех крупных регионах в самое ближайшее время должны появиться почтовые отделения, работающие круглосуточно, а в целом по стране почтовые отделения будут закрываться на час позже, чем сейчас.

    Сырцов заявил, что "Почта России" не является монополистом на рынке почтовых услуг - в крупных городах в конкурентную борьбу с ФГУП уже вступили независимые бизнес-структуры. Но "наши конкуренты не очень-то спешат на этот рынок, считая его нерентабельным", - уверен Игорь Сырцов.

    По итогам заседания Комиссии сенаторы приняли решение о создании рабочей группы, в которую войдут представители профильных министерств, сенаторы и депутаты. Как сообщил "РГ" вице-спикер СФ, председатель Комиссии СФ по информационной политике Дмитрий Мезенцев, результаты работы этой группы будут известны уже в середине июля нынешнего года. Кроме того, Мезенцев высказался за разработку закона "О почтовой связи РФ", в котором, как предполагается, будет уделено особое внимание созданию условий для развития здоровой конкуренции на рынке услуг распространителей.

    Поделиться