Павел Новгородов, вице-президент НПФ "Сампо", группа компаний "Алемар":
Первое. Изменить требования к составу и структуре инвестиционного портфеля. Расширить перечень возможных инструментов и смягчить требования, если управляющая компания собрала недостаточно средств (например, менее 10 млн. рублей). Второе. Ввести общепризнанный ежегодный рейтинг управляющих компаний, сравнивающий их по результатам управления. Третье. Позволить управляющим компаниям раскрывать информацию о результатах управления в течение финансового года (не обязать их это делать, а предоставить право). Четвертое. Ужесточить требования к управляющим компаниям, проходящим по конкурсу Минфина на управление средствами пенсионных накоплений. На мой взгляд, список должен сократиться до 20-30 управляющих компаний.
Павел Толмачев, директор по продажам УК "Церих":
Необходима унификация формы типовых документов и отчетности. Кроме того, специфика пенсионных денег требует увеличение инвестиционного горизонта. Сейчас большинство НПФ заключают договоры на управление пенсионными резервами на 1 год. Учитывая инвестиционный консерватизм и долгосрочный характер, присущий пенсионным деньгам, трудно себе представить вменяемую эффективную стратегию управления с таким инвестиционным горизонтом. Отсюда и проблема критериев выбора УК. Хотя УК и НПФ работают на смежных рынках и пока по разным правилам. Главная наша задача - договориться о принципах совместной работы. НПФ должны быть заинтересованы в эффективном и грамотном управлении активами.
Александр Сметанин, заместитель генерального директора УК "Пифагор":
Существует целый ряд проблем, которые необходимо проработать. Они касаются и структуры активов, и косвенно связаны с медленным развитием самой реформы. Но помимо этого, хорошим стимулом к более эффективному управлению послужило бы предоставление управляющим возможности своевременно и рационально раскрывать итоги своей работы.
Евгений Зайцев, генеральные директор УК "Атон-менеджмент":
Прежде всего нужно смелее расширить список эмитентов, бумаги которых можно приобретать в пенсионные портфели. Если в отношении бумаг с фиксированной доходностью - муниципальных и корпоративных облигаций - ситуация не столь остра, то в отношении акций сегодня этот список ограничивается лишь 17 бумагами. А ведь именно акции в условиях снижения доходности облигаций могут приносить максимальный рост в портфелях. По действующим ограничениям, и это нонсенс, мы не можем приобретать акции Сургутнефтегаза, Норильского Никеля... И чем, например, запрещенная к приобретению акция Транснефти - государственной компании с хорошими оборотами - хуже разрешенной к приобретению акции пивоваренной компании "Балтика"? В этой связи регулятор должен разработать более эффективные, чем ныне действующие, критерии приобретения ценных бумаг в пенсионные портфели. В противном случае за благо нужно считать результаты, если управляющие едва обыгрывают инфляцию. Но такие "результаты" вряд ли устроят будущих пенсионеров.
Вадим Сачков, генеральные директор УК "Солид менеджмент":
Необходима детальная проработка пакета законодательных и нормативных документов в целях реализации пенсионной реформы, повышение институциональных возможностей организаций, занимающихся пенсионным обеспечением.
Основная проблема проводимой в нашей стране пенсионной реформы - крайне низкая информированность населения. Можно по пальцам перечислить все, что вообще было сделано: была осуществлена рассылка писем с предложением гражданам выбора компании, в отделениях Пенсионного фонда России был вывешен список управляющих компаний с указанием их индивидуальных налоговых номеров (ИНН). Также на телевидении прошло три-четыре скучных репортажа о сути реформы. Это - все. В 2004 году в реформу вошли негосударственные пенсионные фонды, из участия в пенсионных накоплениях исключили тех, кто старше 1966 года. По сути, люди просто запутались уже во всем, что происходит. Никто не понимает смысла. Так что информационное обеспечение проводимой реформы необходимо. Необходимо объяснить ее суть, донести ее принципы до населения. Дальнейшее развитие и успешная реализация проекта развития реформы невозможны без информационной поддержки и подробной разъяснительной программы.