01.06.2005 23:00
    Поделиться

    Союзное государство во всем берет пример с Евросоюза

    О необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов заговорили, когда стало очевидно, что в ближайшем будущем произойдет самое масштабное в истории расширение Евросоюза с 15 до 25 членов. Главная проблема заключалась в том, чтобы изменить процедуру принятия решений в ЕС. До сих пор в ЕС при принятии важнейших решений действовал принцип консенсуса. После расширения ЕС сохранение этого принципа стало означать то, что принятие самых важных решений могло заблокироваться на годы.

    - Из-за одной страны надолго повисали решения, важные для всего Евросоюза. Поэтому Франция и Германия стали настаивать на том, чтобы у ЕС появилась настоящая политическая власть. Чтобы решения принимали отраслевые министры ЕС, а не комиссары, которые часто меняются и зависят от своих национальных правительств, - пояснил корреспонденту "СОЮЗа" эксперт Германского совета по внешней политике Александр РАР.

    Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001 года. Рабочий орган по разработке проекта конституции получил название конвент, возглавил его экс-президент Франции Валери Жискар Д,ЭСТЕН. 29 октября 2004 года лидеры всех 25 стран-членов подписали проект.

    Группа экспертов с 2001 года работает над проектом Конституционного акта Союзного государства. Проекты Конституционного акта разрабатывались с учетом опыта развития Европейского союза. Идея европейской интеграции и интеграции России и Беларуси во многом схожи. И в том и в другом случае речь идет об экономической интеграции, единой валюте, схожих стандартах образования и здравоохранения, о единой внешней и оборонной политике и т.д.

    Но есть и существенные различия. Заметно разнятся пункты конституций, в которых рассматриваются структуры руководства союзов. Так, конституция ЕС предполагает введение поста президента ЕС, избираемого на два с половиной года, вместо ныне действующей системы ротации стран-председателей, меняющихся каждые полгода. Кроме того, согласно Конституции вводится пост главы МИД ЕС.

    В настоящее время внешнеполитические функции разделены между верховным представителем ЕС по внешней политике и членом Еврокомиссии, ответственным за внешние связи.

    В отношении России и Беларуси пока не ясно, кто будет руководить Союзным государством. Российские и белорусские специалисты предлагают несколько вариантов избрания главы Союзного государства. Более подробно "СОЮЗ" рассказал об этом в номере от 21 апреля нынешнего года.

    Много споров у экспертов вызывает вопрос и о соотношении суверенитетов России и Беларуси. В нескольких вариантах предложена статья о руководстве Союзного государства: Высший Госсовет, президент, вице-президент, сопредседательство.

    Еще одним вопросом для обсуждения при подготовке проекта Конституционного акта стала экономика. В Минске опасаются, что при объединении российский капитал может поглотить белорусскую промышленность. Кроме этого Беларусь рассчитывает на экономические льготы и дотации для своих товаров на российском рынке, а также поставки российских энергоносителей по фиксированным ценам.

    Тут надо сделать одно пояснение. ЕС принимал новые страны-члены только после того, как они достигали необходимого уровня экономического и социального развития. До вступления в ЕС "новичкам" пришлось немало потрудиться, чтобы побороть коррупцию и согласовать свое законодательство с законодательством единой Европы.

    В настоящее время существуют четыре проекта Конституционного акта Союзного государства. Работа над ними продолжается. Понятно, с наскока тут дейстовать нельзя. Ведь европейцам понадобилось 15 лет, чтобы "выяснить отношения" по ключевым пунктам конституции.

    - Было очень важно договориться об укреплении роли главы ЕС. Надо было наделить его такими полномочиями, чтобы он стал действительным всевластным президентом Европы.

    Чтобы он мог руководить ЕС не только в экономической области, но и в вопросах внешней политики и политики безопасности, - подчеркнул в своем комментарии "СОЮЗу" А. Рар.

    Если в этих вопросах удалось достигнуть договоренности, то о механизме принятия решений европейцы спорили долго и горячо. В итоге одни страны получили меньше веса в принятии решений, другие - больше. При этом количество недовольных не сократилось. Нынешний проект конституции ЕС предполагает отказ от принципа консенсуса и замену его на принцип так называемого двойного большинства. Решение по большинству вопросов, кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, считается принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65 процентов населения всего союза.

    - Для того чтобы поддержать конституцию, некоторые страны решили провести у себя референдумы. Франция, Голландия, Англия, Польша хотели получить согласие населения для принятия конституции. Другие страны, в том числе Германия, сознательно отказались от проведения референдума, понимая, что население эту конституцию может не одобрить, - пояснил немецкий эксперт.

    По мнению А. Рара, не все граждане понимают, зачем Европа должна сливаться в одно государство, если после Второй мировой войны Европа и так успешно развивалась как экономический союз. Люди не почувствовали от этого процесса никакой пользы или выгоды. Введение единой валюты, евро, считают они, не улучшило жизнь немцев и французов. Расширение ЕС сразу на десять новых стран стало ощутимо давить на бюджеты старых европейских стран, которые были вынуждены платить за это расширение. Кроме того, население стран старой Европы недовольно наплывом иммигрантов из государств Восточной Европы, ростом преступности, безработицы.

    Немецкий эксперт убежден: элиты европейских государств будут продолжать бороться за проект единой политической Европы. Европейские бюрократы не могут представить, что Европа остановится на полпути в своей интеграции. Если референдумы не дадут нужных результатов, европейские лидеры по-своему будут менять структуру принятия решений.

    Поделиться