Государственная модернизация - вот реальная основа экономической политики критического для национальной экономики периода 2005-2012 годов. Детали этого курса еще будут вырабатываться, но ставка на удвоение ВВП, развитие высокотехнологичных отраслей и инфраструктуры уже сделана.
Новое издание "Нового курса"
На самом деле политика федеральной исполнительной власти претерпела качественные изменения еще в начале нового тысячелетия. Изменения эти были вполне ожидаемыми: многие аналитики констатировали "вялотекущие" темпы экономического роста и необходимость социальной модернизации. Обозначенные президентом в предыдущем Послании Федеральному Собранию удвоение ВВП и борьба с бедностью были избраны основой, базой "Нового курса" - военная реформа, третья формальная его составляющая быстро и явно перешла в разряд задач факультативных. Сегодня проводится существенная коррекция проводимой политики - новое издание "Нового курса".
Последовательно и явно, хотя и не одномоментно, эволюционирует содержание повестки дня, заявленной в 1999 и 2003 годах. Экспорт энергоносителей вновь подавляет отрасли с высокой добавленной стоимостью. Очевиден явный кризис доверия к ней. В этих условиях оказывается востребованной качественно иная экономическая модель, способная удвоить ВВП и увеличить благосостояние населения. Ее основой становится само государство, создаваемая им институциональная среда (прежде всего законодательство и правоприменительная практика), его собственные институты и проводимая им текущая политика (прежде всего денежно-кредитная и инвестиционная), охватывающая пространства страны по его инициативе инфраструктура.
Корпорация "Россия", или "Русский чеболизм"*
Логика нынешнего государственного интервенционизма очевидна: страна - это концерн, в котором множество формально независимых фирм, но все они решают единые общенациональные задачи. С точки зрения национальных экономических интересов оправдана только такая "глобальная" трактовка, иначе рост государственного вмешательства придется объяснять групповыми интересами.
"Русский чеболизм" (пока как заявку на проведение экономической политики, а не политику как таковую) могут отличать несколько вполне реальных черт. Прежде всего это ставка на крупные компании с государственным участием, аккумулирующие ресурсы ("Газпром", "Транснефть", "Роснефть", Объединенная авиационная компания). Вторая характерная черта - государственные инвестиционные программы и активная инновационная политика, сфокусированные на тех же концернах. Третье направление - экспорт энергоносителей - должно сопровождаться овладением новых технологий, как в случае с экспортом сжиженного природного газа. Наконец, четвертое, обозначенное пока по преимуществу в потенции, в перспективе, - интенсивное продвижение бренда "Россия" и позитивного образа российских государственных корпораций на мировых рынках.
Если предположить, что государством сделан принципиальный выбор в пользу той или иной компании-"локомотива" (или нескольких таких компаний), проблема заинтересованности тех, кто делает этот выбор, существенна, но на самом деле вторична. Общая система государственно-корпоративной политики намного важнее.
Структурная и функциональная эффективность "русского чеболизма" будет зависеть от многих обстоятельств, в том числе от корпоративного менеджмента и степени эффективности "текущей" госполитики в отношении крупных компаний. Можно предсказать уже сегодня, что совместимость чеболизма и борьбы с монополистическими тенденциями, особенно на товарных рынках, будет одной из главных проблем экономической политики "дирижистского" периода.
Транспортная система: вызов Моря
Мировой торговый поток исторически идет с Востока, где производятся товары, на Запад, где они потребляются. Россия обладает уникальным географическим положением: она - естественный мост между Востоком и Западом. Казалось бы, российские компании могут построить выгодный бизнес по простой схеме: организовать транзитные потоки и получать доход. "Стричь купоны", так сказать. До 3 миллиардов долларов ежегодного дохода может дать комплексная реализация транзитного потенциала. Но инфраструктура развита пока недостаточно. Между тем на всех соседних рынках - европейском, американском, Азиатско-Тихоокеанского региона - разными темпами растет спрос на российские товары, прежде всего сырьевые.
Государство проводит сегодня активную политику в регулировании нефтепроводного, нефтепродуктопроводного транспорта и авиастроения. В трубопроводном секторе правительство не допустило реализации частных проектов, а государственные компании "Транснефть" и "Транснефтепродукт" продолжают расширять трубопроводные мощности, прежде всего Балтийскую трубопроводную систему и бензопровод "Север". В авиации принято решение о создании Объединенной авиационной компании, которое должно завершиться к концу 2006 года.
Для выхода на новые рынки и удержания старых России необходимы развитая портовая инфраструктура (реконструированный Новороссийск, недавно построенный Приморск, проектируемый терминал в бухте Перевозная) и соответствующий флот. Это должно способствовать и снижению рисков, связанных с использованием коммуникаций, которые Россия контролирует не полностью (Балтийские и Черноморские проливы, сухопутный транзит через территорию сопредельных государств).
К "морскому" сектору государство только подступается. Задача очевидна - консолидировать активы крупнейших российских пароходств, в первую очередь с участием государства ("Новошип" и "Совкомфлот"), занятых в сфере перевозок энергоносителей. И создать мощную корпорацию с капитализацией до 2 миллиардов долларов, национального и мирового лидера в области перевозок энергетических грузов, которая была бы надежным транспортным мостом между российскими экспортерами и зарубежными потребителями. Разумеется, схема консолидации должна быть выгодна и самим объединяющимся компаниям.
Путь к новой эффективной экономической модели лежит через резкое повышение национальной конкурентоспособности. Обусловленная новой ролью государства экономическая политика и новая здоровая институциональная среда, созданная прежде всего государственными институтами, должны качественно активизировать модернизационный процесс. Должен сложиться национальный консенсус по поводу того, что Россия не только имеет глубокие отличия от развивающихся стран, но и обречена на постоянный реальный отрыв от них, как отрывается от "среднерыночного товара" качественный, эффективный и востребованный бренд.
* Опора на частные многоотраслевые конгломераты.