Генпрокуратура РФ объединила в одно производство уголовные дела, возбужденные по фактам взрывов на остановках общественного транспорта в Воронеже и Краснодаре, в электричках на Ставрополье и в московском метро. Следствие нашло неопровержимые доказательства, что все эти теракты организованы одной группой боевиков, действующей по заданию международных террористов.
Как сообщил корреспонденту "РГ" начальник управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю генерал-лейтенант Владимир Молчанов, версия о "международном" следе краснодарских взрывов появилась еще осенью 2003 года. Тогда, напомним, с разницей в несколько минут в Краснодаре прогремели взрывы на трех городских остановках. Свыше 20 человек получили ранения разной степени тяжести, четверо из них - несовместимые с жизнью. Кубанские чекисты шли по следу банды Идриса Глоова, уничтожить костяк которой им удалось прошлой весной. В феврале нынешнего года было ликвидировано еще несколько террористов, в том числе и непосредственные участники краснодарских взрывов. А в мае в Подмосковье и Воронеже были задержаны два последних члена банды: взорвавший электричку на Ставрополье Панарьин и готовящийся к бегству за рубеж Хубиев - именно он собирал взрывные устройства для всех терактов. Оба независимо друг от друга дали признательные показания.
Как выяснилось, террористическая ячейка (так называемый "джамаат") была создана под личным руководством ближайшего сподвижника Хаттаба Абу Аль-Валида. Возглавил ее "имам" (главарь) джамаата Глоов. В группу набирались боевики со славянским типом лица и при этом фанатичные ваххабиты. Среди них и двое бывших курсантов Ростовской академии МВД - Давид Фотов и Виктор Сенченко.
На Кубани Глоов, Сенченко и Фотов появились в начале 2003 года. Первым делом они приобрели у жителя края автомобиль "ВАЗ- 21099" с местными номерами, что по замыслу должно было облегчить прохождение через милицейские посты. После этого группа вернулась в Нальчик, где в автомобиле был оборудован специальный тайник для транспортировки компонентов взрывного устройства.
- В группе были жесткая иерархия, высокая дисциплина и конспирация, - говорит Владимир Молчанов. - Взрывные устройства изготавливал Хубиев, мы предполагаем, что сборка их производилась в Ростове. Хубиев входил в диверсионную группу, но непосредственно не принимал участие в закладке взрывных устройств. В своих показаниях задержанный говорит, что не знал, для совершения каких именно терактов предназначались его бомбы.
В конце апреля 2003 года Глоов, Сенченко и Фотов снова приехали в Краснодар. На этот раз в течение недели они активно изучали работу постов ГИБДД, прорабатывали маршруты передвижения, а также проводили разведку возможных мест совершения терактов и искали место под тайник. В это время, похоже, они оборудовали на окраине города несколько схронов, где спрятали свой взрывоопасный груз.
Особое распоряжение от международных террористов, находящихся в Чечне, Глоов получил 23 августа, когда в Боксане спецслужбы обложили Шамиля Басаева. Чтобы отвлечь от него федеральные силы и одновременно продемонстрировать боеспособность, Глоов должен был организовать серию "резонансных" терактов в Краснодаре. Стояла и еще одна задача.
- Краснодарские взрывы преследовали цель инспирировать межнациональную конфронтацию, - считает Молчанов. - Террористы целенаправленно подталкивали оперативников на ложное направление поиска, "засвечивали" свое появление на границе с Адыгеей, пытались показать, что диверсионный акт имеет мусульманский и конкретно адыгейский след. Была проделана колоссальная работа, чтобы раскрыть это преступление. Три взрывотехнические экспертизы остатков взрывных устройств показали, что в Краснодаре, Воронеже и Ставрополе применялись одинаковые бомбы. При взаимодействии с нашими зарубежными коллегами и Интерполом отрабатывалась причастность иностранных граждан к организации терактов на территории России. С нашей помощью арестован гражданин Турции, подозреваемый в совершении терактов в Стамбуле. По информации кубанских чекистов удалось установить террориста, причастного к взрывам поездов в Испании. Не ушли от возмездия и члены банды Идриса Глоова.
Кольцо вокруг бандитов стало сжиматься ранней весной прошлого года. На рассвете 11 марта 2004 года машину с боевиками остановили на одном из контрольно-пропускных пунктов Ставропольского края. Смертельно ранив сотрудника милиции, Глоов и его сообщники скрылись. Когда кубанские чекисты задержали и уничтожили бандитов, при них было обнаружено два мощных взрывных устройства.
- Раскрытие краснодарских терактов, физическое уничтожение основной части группы Глоова и арест оставшихся в живых боевиков снизили уровень террористической угрозы на Юге России, - убежден Молчанов. - Сейчас стараемся работать на упреждение, что позволяет арестовывать или ликвидировать боевиков в ходе подготовки к терактам.
Татьяна Павловская
"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ