По словам директора службы пути МУП «Нижегородэлектротранс» Александра Фандеева, в последний раз ремонт трамвайных путей на этом участке проводился почти двадцать лет назад.
На время ремонта путей движение «двойки» организовано по городскому полукольцу: от площади Лядова вагоны идут по Ильинской до Черного пруда и обратно. Восемнадцатый трамвай курсирует от площади Лядова по улице Бекетова до Лапшихи и обратно, а 27-й от Московского вокзала до 4-го микрорайона следует через Зеленский съезд и далее по улицам Ильинской и Бекетова. Кроме того, открыто движение трамваев по маршруту № 10: Московский вокзал — Молитовский мост — площадь Лядова — Мыза.
Ремонт, на первый взгляд, — дело нужное: рельсы поправить, шпалы заменить... Но вместе с этим от нижегородцев все чаще можно слышать, что трамвай — карета прошлого, на которой далеко не уедешь. Пришло же время, когда черно-белые телевизоры, к примеру, стало дешевле выбросить, чем ремонтировать. Все рано или поздно устаревает и требует замены. А если это старое еще мешается под ногами и тормозит общее движение, то убрать этот стопор с пути прогресса и вовсе дело благородное. Из чего по логике вещей выходит, что вопрос замены шпал и рельсов совсем не так актуален, как может показаться на первый взгляд.
Поэтому не секрет и не новость, что в связи с ежегодным увеличением плотности дорожного движения многие видят хотя бы частичное решение «пробочной» проблемы в ликвидации трамвайных путей с наиболее узких мест города. И недавнее решение городской администрации расширить проезжую часть Похвалинского съезда за счет демонтажа шпал и рельсов сторонники этой точки зрения только приветствовали.
Но в городе осталось еще немало мест, где трамвайные пути стесняют автомобилистов. Самое узкое из них — Окский съезд, где редкий день проходит без гигантских пробок. На месте рельсов, по которым «раз в час» проходит трамвай, здесь вполне можно было бы построить автомобильную дорогу шириной в две полноценных полосы. Проспект Ленина обладает большей пропускной способностью, нежели Окский съезд, но и его расширение не повредило бы транспортному потоку. Тем более, что единственный трамвайный маршрут, курсировавший по проспекту, давно закрыт, а рельсы почему-то остались.
Кстати, о рельсах. Даже там, где они уложены на одном уровне с автомобильной дорогой, трамвайные пути служат существенной помехой движению: автомобилисты вынуждены притормаживать, преодолевая препятствие, и снижать общую скорость транспортного потока.
Разумеется, в местах, где трамвай — единственный вид транспорта («четверка» на Красной Этне, «тройка» в Молитовке), который не мешает остальному, он должен остаться. Там же, где городские магистрали перегружены автотранспортом и без трамвая, от него не грех и отказаться.
Аргумент экологической чистоты трамвая, который, как знамя, несут его сторонники, с тем же правом можно отнести и в пользу троллейбуса, для которого рельсы, как известно, не нужны. А для штурма Дятловых гор, недоступных, по словам специалистов, сегодняшним нижегородским троллейбусам, производятся комбинированные пассажирские машины, оснащенные дизельным и электрическим двигателями. К слову, Вадиму Булавинову во время визита в Беларусь в мае 2003 года даже предлагали поближе познакомиться с таким троллейбусом, выпускаемым одним из заводов республики, с перспективой приобретения для нужд города. Однако в нашем городе о «продвинутых» троллейбусах даже специалисты профильного департамента мэрии мало что слышали.
Комментарий |
Вячеслав Куликов, заместитель директора департамента транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода
— Демонтаж трамвайных путей — будь то на Похвалинском съезде или еще где-то — город от пробок не избавит. Ведь в случае с Похвалинкой узкое место возникает не на съезде, а на мосту. Надеемся, что после ремонта дюкерного перехода, из-за которого и пришлось временно убрать рельсы, движение трамваев здесь будет восстановлено.
Что касается замены трамваев троллейбусами, то не везде это возможно. В городе есть улицы, на которых трамвай спокойно вписывается в повороты, а троллейбусу на этих виражах попросту не развернуться. Однако при этом необходимо признать, что автотранспорт заставляет нас сужаться.