03.06.2005 02:42
    Поделиться

    Голландия проголосовала против Евроконституции

    Впрочем, если точнее - по мечте еврочиновников о новой супердержаве. Сначала европейская бюрократия эту Конституцию писала. Затем проталкивала через шеренги политических элит старых и новых государств, входящих в ЕС.

    В Брюсселе долгое время были уверены: до создания наднациональной Европы остаются считанные часы. Всего несколько референдумов, на которых одурманенное бесконечными агитками население окончательно поставит крест, на былой самостоятельности и самобытности отдельных государств.

    Европейской бюрократии казалось, что никто и ничто не сможет противостоять однажды запущенному маховику грандиозного европроекта по созданию новой Европы. Ради этой великой бюрократической цели Брюссель проводил дорогостоящие пиар-кампании, стремясь примирить политические и экономические интересы 25 государств Евросоюза.

    Поиск компромиссов по новой Конституции свелся к элементарному выкручиванию рук недовольных.

    В итоге большинство государств из "старых европейцев", в том числе основатели ЕС, были вынуждены пойти на уступки для удовлетворения амбиций новых членов Евросоюза. Но убедить в необходимости такого шага политические элиты Франции, Германии или той же Голландии оказалось куда проще, чем объяснить мечты евробюрократов населению этих стран.

    Немецкие власти первыми это поняли. Они рисковать не стали и без особых усилий протащили проект новой Конституции через бундестаг. Жители Германии безмолвствовали.

    Ликование евробюрократов продолжалось недолго. Решение президента Франции Жака Ширака вынести Основной закон Европы на референдум с самого начала привел Брюссель в состояние шока. Там понимали: реальное обсуждение европейской Конституции в обществе сулит непредсказуемые последствия.

    Так и произошло. Французы отказались играть по чужим, навязанным им "сверху" законам, наплевали на все правила бюрократического приличия и отвергли Конституцию. Когда же через несколько дней после французского референдума в ряды евроскептиков попали и голландцы, планы Брюсселя затрещали по швам.

    Но лидеры экономических и политических структур ЕС не сдались. Не исключено, что на предстоящей 16-17 июня встрече руководителей государств, входящих в ЕС, будет предложена компромиссная схема развития Евросоюза.

    Смысл возможных решений - модель "Европы разных скоростей", когда интеграция одних стран происходит быстрее, чем других. Это приведет к тому, что в Евросоюзе возникнут политические лидеры и аутсайдеры, появятся новые блоки и союзы.

    Возможно, поэтому канцлер Германии Герхард Шредер призвал другие государства ЕС продолжать ратификацию Конституции. После "падения" политического влияния Франции именно Берлин имеет реальные шансы возглавить процесс европейской интеграции. Другой предполагаемый лидер этого движения - Польша пока выжидает. Варшава намерена изучить итоги европейского саммита и только затем принять решение о проведении своего референдума.

    Тем временем евробюрократы готовятся дать решительный бой "отступникам" - французам и голландцам. Их попытаются выставить европейскими изгоями, подтолкнув к повторному проведению плебисцита.

    Референдумы во Франции и Голландии вновь поставили на повестку дня вопрос о темпах расширения Евросоюза. Стремление любой ценой принять в его состав экономически слабые государства, которые к тому же не желают считаться с существующими в Европе ценностями, вызывает раздражение европейцев. В "старой части" ЕС боятся социального демпинга со стороны новых членов Союза - Румынии и Болгарии, а в перспективе и Турции. Если же к этому добавить неуемное желание на волне разноцветных революций войти в Объединенную Европу, которое проявляют ряд государств СНГ, то гражданам Евросоюза стоит задуматься над своим будущим.

    Между тем

    Перспективы единой европейской конституции намерены обсудить на экстренной встрече президент Франции Жак Ширак и канцлер Германии Герхард Шредер. В субботу Ширак приедет в Берлин. Его встреча со Шредером пройдет в формате "один на один". Франция и Германия планируют выработать единую стратегию перед июньским саммитом глав государств и правительств стран ЕС, на который вынесен вопрос о будущем Основного закона Европы.

    Поделиться