Некоторые стулья за премьерским столом так и осталась пустыми. Министр обороны Сергей Иванов, к примеру, отправился на Байконур. Отсутствовал и министр транспорта Игорь Левитин, и министр экономического развития и торговли Герман Греф. В таком составе кабинет и начал свое заседание.
Премьер рассказал не только о хорошем, если так можно сказать о дополнительных доходах бюджета-2005, распределение которых и предлагалось вчера обсудить министрам, но и о том, что правительству надо срочно принимать дополнительные меры по борьбе с ускорением темпов инфляции и увеличением просроченной задолженности по налоговым платежам.
За прошедшие полгода кабинету министров так и не удалось справиться с постоянно преподносящим сюрпризы ростом цен. Не произошло этого ни в прошлом году, ни в начале 2005 года, несмотря на то, что и сами члены правительства постоянно обсуждали этот тревожный факт, ни на президентские наставления. Ответственный за прогноз министр экономического развития и торговли Герман Греф с периодичностью раз в месяц получает от премьера задание о разработке комплекса мер с вредной инфляцией. Но главный экономист на этой неделе едва справился с переработкой среднесрочной социально-экономической программой, поэтому здесь не до инфляции. Но Фрадков, похоже, в последнее время серьезно озаботился этой проблемой. К тому же возникла напряженность и с исполнением плана по приватизации. Вчера он заметил, что эти факторы могут привести к увеличению расходной части бюджета.
Но уже через 15 минут и премьер-министр Михаил Фрадков покинул зал заседаний. Его место занял вице-премьер Александр Жуков. А министр финансов рассказывал о том, как исполнен бюджет-2005 за первое полугодие. Картина складывалась удручающая. И потому, что дополнительными поступлениями бюджет-2005 обязан высоким ценам на нефть и контрольным работам налоговиков, и потому, что финансистам никак не удается обуздать инфляцию и рост непроцентных расходов бюджета. Правда, главный финансист пытался объяснить, что не все так страшно и "расходы наращиваются в меру роста экономики". Тем не менее непроцентные расходы увеличились на 13,9 процента. Зато существенно снизились процентные расходы. Методично снижается и прирост реальных доходов населения: за первое полугодие он составил лишь 3 процента, что существенно ниже предыдущих лет. По словам Кудрина, на это повлияло два фактора: более низкий рост зарплат по сравнению с прошлым годом и более высокая инфляция. "Это беспокоящая тенденция", - заметил ответственный за рост цен министр финансов.
На повисший в воздухе вопрос о росте инфляции ответил депутат Мартин Шакуум. "Предприниматель получил прибыль, и у него есть два варианта: потратить или инвестировать. Он выбирает первый", - привел пример депутат. По его словам, мотивация подобного поведения проста: высокое административное давление делает бизнес рискованным и высокий уровень поборов. "Если не можем обуздать коррупцию, давайте тогда инвестировать из бюджета, строить инфраструктуру. Или лучше стерилизовать денежную массу? - возмущался депутат. - Такая финансовая стабилизация называется простым русским словом "стабилизец".
Министр финансов Алексей Кудрин чуть позже разъяснил, что средства предусмотрены и на инвестиции - 30,9 миллиарда рублей. По большей части эта сумма должна пойти на дорожное строительство, но есть и несколько крупных проектов, в порядке исключения, - восстановление и реконструкция Большого театра, строительство аэропортов. Предусмотрело министерство финансов и 3 миллиарда рублей на финансирование уже предъявленных казначейству судебных исков. Распределяя средства, главный финансист вывел собственный принцип: если не удастся обуздать инфляцию, направлять в течение года допдоходы на финансирование только действующих обязательств. Главная задача, пытался вразумить министров Кудрин, не принимать новые обязательства.
- Хотелось бы подробнее о вашем принципе, - спросил министр природных ресурсов Юрий Трутнев. - Выходит, если бы не было поступлений от контрольной деятельности налоговиков, по сути, случайных денег, то не индексировались бы и уже принятые социальные обязательства?
- Да. Мы не смогли бы провести индексирование на 190,5 миллиарда рублей, - заметил Кудрин.
Но поступления, к счастью, случились, и Кудрин рассказал о том, как предполагается потратить.
- Общий объем поправок радует, - заметил Шаккум. - Мы не ожидали такой щедрости от минфина.
- Щедрость налогоплательщиков, - поправил главный финансист.
В самый разгар дискуссии вернулся и премьер Михаил Фрадков. Министры оживились. Оказалось, что не хватило на развитие туристической отрасли, на восстановление Останкинской телебашни и повышение стипендий. Кудрин стойко отбивал претензии.
Следующим был глава МЧС Сергей Шойгу. Он обратился с просьбой выделить средства на создание Всероссийской системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и Национального центра управления в кризисных ситуациях. Создание таких структур "становится еще более актуальным после событий 25 мая", имея в виду энергокризис в Москве, заметил министр. Кроме того, не решен вопрос о выделении 380 миллионов рублей на выплату военнослужащим компенсаций "за сложность, напряженность работы". Кудрин успокоил и его, заметив, что связанные с исполнением обязательств по материальному обеспечению военнослужащих будут решены в текущем году в рамках "действующих бюджетных параметров".
Что касается инфляции, то Кудрин убеждал, что дополнительные расходы федерального бюджета в 2005 году и возможное в связи с этим увеличение роста цен на 1-1,5 процента уже учтено в прогнозе на текущий год - на уровне 10 процентов. "Большая часть этой суммы Центробанком уже учтена: наши оценки инфляции в 10 процентов принимались с учетом этих расходов", - заявил он.
Премьер-министр Михаил Фрадков призвал правительство заранее планировать возможные текущие и дополнительные расходы министерств и ведомств. Он потребовал от министров в целях обеспечения макроэкономической стабильности "повышать качество бюджетного планирования, чтобы не допускать возникновения случаев, когда в пожарном, аварийном порядке приходится принимать изменения в бюджет". По мнению премьера, такие незапланированные расходы в итоге приводят к нарушениям параметров бюджета. "Вот 1,5 процента инфляции - это серьезное, незапланированное отклонение, - подчеркнул Фрадков, - и теперь надо проводить дополнительную работу по решению этой проблемы".
Уже после заседания правительства журналисты спросили у министра финансов о том, каковы на сегодняшний день данные по инфляции.
"Данные по инфляции я сегодня не взял", - спокойно ответил Кудрин. Действительно, не может же министр финансов каждый день думать о росте цен и знать его уровень.