04.06.2005 00:30
    Поделиться

    Первый приз на Кинотавре получил Никита Михалков

    Та ее часть, которая, как всегда, прошла в зале сочинского Зимнего театра, не имела ничего общего с прежними фестивалями. Больше всего бросилась в глаза стилистическая "смена вех". Если перевести все это дело на музыкальный лад, то ушедший "Кинотавр" по большей части тяготел к тому, что у нас называют шансоном. Нынче же господствовали джаз, рок и блюз.

    Неформальный тон официальной церемонии открытия фестиваля задал Евгений Гришковец, в самом начале показавший действо, которое можно было бы назвать живым видеоклипом. Он признавался в своей любви к кино, а на заднике шли кадры из культовых фильмов - отечественных и зарубежных. Слова и видеоряд иногда нарочито контрастировали, создавая комический эффект. Мешанина пафоса и дежурных шуток, отличавшая прежние кинотавровские церемонии, уступила место "актуальному" юмору. И местами его без натяжек можно было бы назвать тонким. Домашние заготовки выглядели импровизацией, пели и играли здесь вживую, а говорили, как казалось, от души.

    Знаковые перемены сказались и в появлении персон, которые раньше от "Кинотавра" (каждый по своим причинам) держались на подчеркнутом удалении. Среди гостей, к примеру, был замечен Юлий Гусман. Но самый большой фурор вызвал приезд Никиты Михалкова. Еще накануне корреспондент "РГ" стал свидетелем подготовки к "историческому визиту".

    - Андрей, будь другом, выручай: срочно нужна яхта для Михалкова часика на три! - умолял кого-то по телефону один из фестивальных администраторов. - Это очень важно, хоть в доску расшибись...

    Явление Никиты Сергеевича народу сразу вызвало оживление в главном фестивальном зале. А Михалков первым делом направился к экс-президенту фестиваля Олегу Янковскому (Рудинштейн, как заранее было оговорено, на "Кинотавр" не приехал). Две знаменитости обнялись и расцеловались под гром аплодисментов. И церемония открытия во многом превратилась в апофеоз известного режиссера: его приветствовали формально и неформально, показали видеонарезку из михалковских картин, а Гришковец произнес еще один пространный, но довольно забавный монолог, который начинался словами:

    - Если бы меня спросили - какой он, Михалков? Я бы ответил: такой простой, хороший...

    Самый первый приз нынешнего "Кинотавра" тоже достался Никите Сергеевичу. Назывался он так: "За многолетний вклад в развитие отечественного кинематографа". Приз вручали Виталий Игнатенко и Галина Волчек. Последняя обратилась к призеру по-свойски, "на ты":

    - Я совершенно не скрываю своего отношения к тебе как к режиссеру, как к человеку, который в нашем кино сделал многое. Ты знаешь, что есть люди, которые тебя очень любят и очень ценят, и есть люди, которые тебя совсем не любят и не ценят. Но и те, и другие признали, что этот приз вручается справедливо, это - за твой талант.

    Зал разразился криками "браво", а расчувствовавшийся Михалков все же не смог удержаться от горькой шутки:

    - Я благодарю своих коллег за мужество, которое они проявили, принимая такое решение. Все труднее и труднее получать призы у себя на родине. И от этого они будут стоить все дороже.

    Дождь, временами переходивший в ливень, все же почти не отразился на самой церемонии. Единственная корректировка заключалась в переносе банкета по случаю открытия фестиваля под крышу. Зато каждый из выступавших, включая ведущих "зальной" части церемонии Анастасию Чухрай и Федора Бондарчука, прошлись по поводу дождя. А открывавший фестиваль губернатор Краснодарского края Александр Ткачев даже принес извинения за плохую погоду. Впрочем, у местных жителей уже сложилась примета: если начинается "Кинотавр" - жди дождя. Первые фестивальные дни и вправду обычно "мокрые". Зато потом солнышко печет, как и положено в здешних широтах.

    Намеки на историческую преемственность "старого" и "нового" "Кинотавра" являлись во всех видах: и словесно, и визуально. Под трогательную музыку зрителям показали ролик, напомнивший о фильмах - главных призерах фестиваля за все эти годы. Тут и "Анкор, еще Анкор", и "Особенности национальной охоты", и "Брат", и "Лунный папа", и еще десяток картин, которые стали хитами. Новые отцы фестиваля Александр Роднянский и Игорь Толстунов нашли теплые слова для своих предшественников - Рудинштейна и Янковского. Но даже "фон" сцены, похожий на декорации рок-концерта (сходства добавляла и стоявшая там ударная установка), говорил об ином: другой это будет "Кинотавр".

    Лучше или хуже - станет ясно совсем скоро. Уже заметно, что в качестве любимцев зрительской публики и новых лиц фестиваля будут продвигаться звезды телеканала СТС: фестивальные действа ведут Тина Канделаки и Александр Цекало, народ фотографируется с Анастасией Заворотнюк и Дмитрием Нагиевым.

    И в то же время все говорят о "более серьезном подходе". А Галина Волчек к этому добавляет: главными критериями в оценке конкурсных фильмов теперь станут не мотивы, а мнения.

       от первого лица

    Актриса, член жюри "Кинотавра" Елена Яковлева ответила на вопросы
    "РГ"

    Российская газета| Как, по-вашему, будет меняться "Кинотавр"?

    Елена Яковлева| Мне сложно сравнивать, так как я не очень знакома с прошлым "Кинотавром", никогда не была здесь от начала и до конца. Один раз я приезжала сюда в качестве ведущей, мы с Владом Листьевым вели открытие. После этого я приехала с картиной Тодоровского "Мой сводный брат Франкенштейн", и тоже была недолго.

    РГ| Как вам предложили стать членом жюри и почему согласились?

    Яковлева| Во-первых, я согласилась, потому что мне предложила Галина Борисовна Волчек - не знаю, по каким причинам, это у нее надо спрашивать. Во-вторых, это чистое любопытство. Поскольку меня саму и мои работы часто обсуждали разные жюри, то мне очень интересно, как они выносят решения. Надеюсь, эту тайну я открою.

    РГ| Вам придется посмотреть все конкурсные фильмы...

    Яковлева| А почему придется? Я буду ходить на все по той простой причине, что хочу познакомиться с российским кино.

    РГ| Как, по-вашему, "Кинотавр" - это больше тусовка или работа?

    Яковлева| Это зависит от того, с чем люди приезжают, с какими пожеланиями. Кроме того, мне кажется, что тусовка в наше время - довольно ответственная работа. Чем больше люди тусуются, чем больше говорят, тем больше им кажется, что они звезды.

    РГ| В конкурсной программе присутствуют и маститые режиссеры, и новички? Видите ли вы в этом сложность выбора?

    Яковлева| Я тоже задавала себе этот вопрос, не будет ли мне боязно судить о картине. Но я решила, что постараюсь полностью откликнуться на то, что сделали и режиссеры, и актеры. Завидовать я тоже не буду, постараюсь быть объективной.

    РГ| Не будете ли вы завидовать молодым актрисам?

    Яковлева| На этот вопрос я себе уже ответила: молодым актрисам я не могу завидовать, я только могу пожалеть о том, что родилась позже. То есть каких-то комплексов у меня нет. Ну а с маститых спрос будет немножко построже.

    РГ| Какими качествами должен обладать фильм-победитель - художественное совершенство, коммерческий расчет, достоверность, критичность?

    Яковлева| Я понимаю, что совершенства добиться невозможно. Это, наверное, должна быть совокупность тех качеств, которые вы перечислили. Но должен быть еще баланс.

    Поделиться