У каждого главы правительства была собственная культурная программа. К примеру, украинский премьер Юлия Тимошенко, прилетев в Тбилиси, сразу же пересела в вертолет встречавшего ее президента Грузии Михаила Саакашвили, который направился в Кахетию с определенной целью - посетить винные заводы. А уже потом на фольклорный вечер с богатым грузинским застольем она, видимо, отправилась с не меньшим удовольствием.
Российскому премьеру Михаилу Фрадкову в этот день было не до грузинских танцев. Весь день он боролся с врагами правительства - инфляцией и плохой организацией. И в Грузию прилетел лишь утром в день начала Совета.
Как правило, перед заседанием главы правительств фотографируются на долгую память. Вчерашний день не стал исключением: премьеры позировали перед объективами фотографов, ожидая российского премьера и недоуменно поглядывая на дверь. Фрадков, пожалуй, впервые опоздал. И эти пять минут все внимание его коллег переключилось на единственную, недавно появившуюся в их составе женщину - Юлию Тимошенко. Она встала подальше от центра (собственно, таковы требования протокола), но мужчины решили на несколько минут забыть об официальных правилах и предложили украинскому премьеру перейти в середину. Тимошенко скромно отказалась, но, оценив мужское внимание, вдруг закапризничала.
- Давайте отсюда уйдем, - сказала Тимошенко. - Сколько можно ждать?
Премьеры растерялись, ведь еще не все собрались. Но тут в зал бодро вошел Михаил Фрадков. Поздоровавшись с Юлией Тимошенко, он предложил ей встать в центр. От этого предложения украинский премьер отказаться не смогла.
Чуть позже Тимошенко представили всем коллегам. И не только ее. В этот раз в составе Совета глав правительств немало новых лиц: хозяин мероприятия - грузинский премьер Зураб Ногаидели и киргизский и.о. премьера Адахан Мадумаров, а также новый старый (переназначенный) глава молдавского правительства Василе Тарлев. Тем не менее практически все главы правительств знакомы друг с другом если не лично, то по телефонным переговорам. Поэтому долгой церемонии знакомства удалось избежать. Да и повестка заседания, предлагавшая обсудить 33 вопроса, была слишком насыщенна, поэтому каждая минута была на счету.
Несмотря на то что еще накануне СГП эксперты никаких сюрпризов не ожидали, с первых же минут стало понятно, что случилось непредвиденное. Из 33 вопросов на рассмотрение вынесли лишь 9, хотя предполагалось, что значительная часть документов не будет обсуждаться вовсе, а премьеры сразу же их подпишут.
Но этого не произошло. Зато звезда Тимошенко взошла теперь не только на Украине, но и на всем пространстве СНГ. Украинский премьер отказалась поставить свою подпись под предложенным протоколом о поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле государств - участников СНГ. Проект документа был одобрен экономическим советом СНГ еще 11 марта 2005 года. Он предусматривал отмену ограничений на разные товары в разные сроки, начиная с 2007-го и заканчивая 2012 годом. Но, видимо, революционный настрой Тимошенко никак не позволял ей согласиться с такой постановкой вопроса. "Позиция Украины заключается в том, чтобы снять все ограничения, - мягко заметила глава украинского кабинета министров. - А этот протокол их сохраняет".
В этот момент симпатии всех присутствующих мужчин были на стороне слишком женственной для этой должности Тимошенко.
- Я бы поддержал ваше предложение, - тут же галантно отступил Михаил Фрадков, но при этом напомнил, что существует несколько причин, по которым это сделать невозможно. Главное - это пока еще слишком разный уровень развития государств СНГ. Главу российского правительства поддержал и казахский премьер, заметив: "Ничто не мешает нам ускорить работу по снятию ограничений".
- Украина временно воздерживается от подписания, - твердо стояла на своем Тимошенко, объяснив, что по большей части ограничения касаются украинских товаров. - Думаю, президенты двух стран еще раз обсудят этот вопрос и к концу года все ограничения будут сняты.
Таким образом, лишь 9 документов подписали в итоге главы правительств, сделав при этом совершенно однозначный вывод: СНГ надо реформировать.
- Хоронить СНГ преждевременно, - заметил исполнительный секретарь этой организации В. Рушайло. - Надо сделать структуру более эффективной.
На этом же заседании председательство в СНГ перешло к российскому премьеру Михаилу Фрадкову. Но журналистов интересовала не столько его новая должность, сколько слухи о скорой отставке российского кабинета министров. Фрадков был в хорошем настроении и после рассуждений о всесильности прессы успокоил любопытствующих: "Мне еще придется поработать. Я рассматриваю разговоры о своей отставке как мотивацию к улучшению качества работы правительства".