06.06.2005 04:00
    Поделиться

    Первые увольнения после энергокризиса

    Первые увольнения после энергокризиса. Что дальше?

    Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить проблемы, с которыми мы столкнулись 24-25 мая сего года во время энергокризиса в Москве, Московской области, в некоторых других регионах России.

    Прежде всего хочу отметить, что природные катастрофы всегда были и, наверное, к сожалению, всегда будут. С техногенными мы сталкиваемся все чаще и чаще в разных регионах мира. Вместе с тем прогресс науки и техники несет в себе не только угрозы, но и надежды на развитие и возможности преодоления этих угроз. Зависит только от людей - насколько мы с вами сможем использовать эти достижения для того, чтобы эффективно противодействовать этим угрозам, для того чтобы предвидеть возможное наступление негативных последствий, предотвращать их или хотя бы минимизировать.

    В этой связи я хочу прежде всего отметить слаженную работу технических служб федеральных органов власти и управления, которые ни на минуту не допустили сбоя в управлении страной, несмотря на то, что весь центр Москвы был фактически отключен.

    Хочу отметить слаженную и профессиональную работу в Вооруженных силах, министерстве обороны и Генеральном штабе, которые также ни на одну минуту не допустили сбоя в управлении войсками, не допустили ни на одну минуту сбоя в управлении системами безопасности страны и Московского региона. Хочу поблагодарить всех рядовых работников министерства здравоохранения, транспортных служб города, области, других регионов страны - вообще всех граждан, которые проявили мужество и своими ответственными действиями, своим ответственным поведением помогли избежать появления возможных серьезных последствий.

    Но сегодня мы с вами собрались для того, чтобы проанализировать действия тех, кто по долгу службы должен был действовать эффективно.

    Как работали энергетики и некоторые другие службы? В электроэнергетике страны работают тысячи людей, преданных своему делу и, безусловно, являющихся хорошими, настоящими профессионалами. Но речь сегодня не о них. Речь о тех, кому доверена в полном смысле судьба энергетики России.

    За последние годы РАО "ЕЭС России" добилось целого ряда серьезных положительных результатов в своей деятельности. К ним следует отнести финансовое оздоровление компании, ввод в действие ряда жизненно важных и необходимых для страны крупных объектов энергетики и некоторые другие достижения.

    Вместе с тем участившиеся в последнее время сбои в работе электроэнергетических систем - только в самое последнее время, вот на столе лежат документы - Краснодар, Реутово, Саратов, Сочи и вот - Москва, Московская область, Тула, Рязань, - все это признак очевидных системных проблем в управлении.

    Мы не мешали руководству РАО ЕЭС приводить на ключевые посты в системе электроэнергетики новых людей. Однако практика последнего времени показывает, что недостаточно быть просто хорошим экономистом, недостаточно умело управлять финансовыми потоками, акциями, корпоративными процедурами или недвижимостью для того, чтобы успешно, эффективно управлять такой огромной и жизненно важной для страны отраслью. Нужно еще быть профессионалом, чтобы понять значение одного маленького винтика в огромной энергетической системе страны. Понять, насколько важно своевременно обратить внимание на какой-нибудь дешевенький трансформатор и к чему может привести несвоевременное или нештатное его обслуживание.

    И только прошу не говорить сегодня о недостатке финансирования либо отсутствии денег. Данные, которые у меня есть, а это данные самого РАО ЕЭС, показывают, что чистая прибыль компании в 2004 году составила примерно 55 миллиардов рублей. Это около 2 миллиардов долларов. Чистая прибыль "Мосэнерго" - 4,5 миллиарда рублей. При этом совет директоров "Мосэнерго" рекомендовал выплатить в качестве дивидендов почти 1 миллиард рублей за 2004 год, что в полтора раза больше, чем в 2003 году. Надо еще проверить реальную налоговую нагрузку на РАО ЕЭС в последнее время. Куда уходят деньги от фактической приватизации так называемых непрофильных активов? Почему крупные объекты недвижимости в Москве, в центре Москвы, получают собственников на Кипре? Куда тратятся деньги? Должен отметить, что министерство промышленности и энергетики не наладило должным образом контроль за деятельностью компании.

    А отремонтировать-то всего нужно было четыре трансформатора по 180 тысяч рублей. Возникает вопрос: что, не было известно о необходимости такого ремонта? Нет, оказывается, знали. Деньги выделяли. Почему не сделали вовремя?

    Ростехнадзор отмечает также нарушения эксплуатации оборудования и некоторые другие проблемы.

    Наконец, обращаю внимание и на структурные изменения. Не ставлю под сомнение необходимость этих изменений, но они обоснованы только в том случае, если приводят к улучшению работы, а не к ухудшению.

    С 1 апреля 2005 года "Мосэнерго" разделено на 14 разных компаний. Собственником этой несчастной Чагинской подстанции является одна компания, а эксплуатирует ее другая компания. Не уверен, смогли ли вы распределить свои полномочия и эффективно координировать свою деятельность. "Мосэнергодиспетчирование" разделено на 3 части. Единого управления не оказалось.

    И последнее. Какие предварительные выводы, во всяком случае в публичной сфере, были сделаны руководством РАО ЕЭС и "Мосэнерго"? Я с удивлением услышал рассуждения по этому поводу руководства "Мосэнерго" - рассуждения о необходимости резкого - в разы - повышения тарифов на электроэнергию. Якобы во избежание возможных энергетических кризисов в будущем.

    Считаю, что это просто шантаж с целью достижения групповых и корпоративных интересов за счет потребителя. Фактически - за счет всего общества.

    Я обращаю внимание председателя правительства на цинизм и очевидную профессиональную непригодность руководства "Мосэнерго". Вот с этого момента начнем подробнее.

    Выступление взято с сайта www.kremlin.ru

    энергокризис

    Глава "Мосэнерго" Аркадий Евстафьев в минувшую субботу подал в
    отставку. Так бесславно закончилась карьера "человека с коробкой из-под
    ксерокса", в которой он во время последних выборов Бориса Ельцина выносил
    из Белого дома 500 тысяч долларов.

    Тогда эта история не помешала бывшему пресс-секретарю Анатолия Чубайса занять пост руководителя АО "Мосэнерго". Потребовалось 9 лет, чтобы диагноз - "особый цинизм и профнепригодность" ему поставил сам президент Владимир Путин. Так что вполне возможно, что столичные власти должны быть даже благодарны Чагинской подстанции, авария на которой заставила Кремль прислушаться к ним. Ведь о никуда не годном менеджменте в РАО ЕЭС Юрий Лужков и его команда говорили чуть не с первых дней появления Евстафьева во главе столичной энергосистемы.

    - Удивительно, как руководители "Мосэнерго" умудрялись ставить все с ног на голову, - недоумевал в разговоре с корреспондентом "РГ" зам. главы столичного стройкомплекса Сергей Амбарцумян буквально в канун обсуждения в Ново-Огарево ситуации в энергетической отрасли.

    - Москву, например, они упрекали в том, что слишком много строит и чуть ли не самовольно расходует непомерно много электроэнергии. Но ведь известно, что ни одна стройка не начнется до тех пор, пока ее проект не согласуется во всех инстанциях, в том числе и в "Мосэнерго". Но главное - даже в другом. Обвинение в адрес столицы абсурдно в принципе. Оно напоминает рассерженного владельца супермаркета, который взял бы вдруг и заявил своим посетителям: "Что это вы все ко мне прете и прете? Мало вам, что ли, других магазинов?" Но в торговле с ее ежедневной конкурентной борьбой за каждого покупателя такое невозможно даже представить. Руководители "Мосэнерго" подобный подход считали в порядке вещей. Вместо того чтобы радоваться тому, что спрос на электроэнергию в столице растет на 4-5 процентов каждый год, и делать все для его удовлетворения, они объявили борьбу потребителям.

    - В итоге "Мосэнерго" за последние 15 лет ввело всего 12 мегаватт новых мощностей, - возмущался в субботу в беседе с корреспондентом "РГ" первый заместитель мэра, глава комплекса городского хозяйства Петр Аксенов. - Это при дефиците 1,5 тысячи мегаватт.

    "О недостатке финансирования или отсутствия денег" президент просил не говорить в ходе встречи с членами Совета безопасности, так как лично для него ситуация на этот счет была абсолютно ясна. Сумасшедшие дивиденды энергетиков давно уже стали притчей во языцех в стране. Но Петр Аксенов все-таки обратил внимание на некоторые подробности расходования денег, о которых ему, как члену совета директоров "Мосэнерго", известно не понаслышке.

    - Жалобы Евстафьева на хроническое недофинансирование энергосистемы - вранье, хотя бы потому, что в ходе пересмотра тарифов город максимально удовлетворял их заявки на ремонт и эксплуатацию оборудования. На эти цели в последние два года закладывалось примерно по 8 миллиардов рублей, а расходовало "Мосэнерго" из этой суммы не более 2 миллиардов рублей, - подчеркнул он.

    - Нужно быть профессионалом, чтобы понять значение одного маленького винтика в огромной энергетической системе страны, - говорил Владимир Путин. - Понять, насколько важно своевременно обратить внимание на какой-нибудь дешевенький трансформатор, к чему может привести несвоевременное или нештатное его обслуживание.

    Но в том-то и дело, что не понимали и не хотели понимать. Ведь авария на Чагинской подстанции началась не 25 мая, когда трансформатор загорелся. И даже не 23-го, когда вырубился впервые. "Есть документы, свидетельствующие о том, что коротило его еще 19 апреля", - вспоминает Аксенов. За два года до этого похожая авария произошла на Очаковской подстанции. Но тогда "Мосэнерго" еще не было раздроблено на 14 компаний. Еще действовала единая система диспетчеризации. Поэтому все ограничилось локальным инцидентом, до системного сбоя не допустили. Видимо, поэтому письмо к Анатолию Чубайсу, в котором правительство Москвы било тревогу о том, что не все понятно с энергообеспечением в столичном регионе, в РАО ЕЭС проигнорировали.

    - Все эти годы меня больше всего поражало, - говорит Петр Аксенов, - что, имея на 110 миллиардов рублей активов, "Мосэнерго" берет на развитие системы всего 2 миллиарда рублей кредитов. В то время как Москва регулярно осваивает на увеличение энергомощностей до 10 миллиардов рублей в год.

    Вынужденная создавать альтернативную систему энергоснабжения, столица немало преуспела. Например, на Новокурьяновской и Люберецкой станциях аэрации она поставила генерирующие мощности, вырабатывающие ток за счет биогазов. На Вазуской системе водообеспечения города возвела гидростанцию. На Алтуфьевском и Рудневском мусоросжигательных заводах построила энергоблоки... Но непрофессионализм менеджмента "Мосэнерго" дал знать о себе и тут - мы с трудом уговорили руководство АО купить вырабатываемое у нас электричество, - говорит Аксенов. - Оно согласилось взять его лишь по цене в несколько раз дешевле, чем производят сами. Неожиданно для нас именно в этот момент РАО ЕЭС начало выступать с публичными заявлениями о том, что производство энергии в столичном регионе вообще слишком дорого и потому лучше закупать ее на стороне, например на Конаковской ГЭС.

    И все же час, когда дилетантам приходится уходить, настал. Но дело их, похоже, будет жить еще долго. Лишь первоначальный ущерб от аварии на Чагинской подстанции, подсчитанный правительством Москвы, как сообщил в пятницу Юрий Лужков, составил 1,7 миллиарда рублей. "Причем, слава богу, что случилось все это еще не зимой, а сейчас. Если бы система размерзлась, все было бы куда страшнее и дороже", - радуется глава комплекса городского хозяйства.

    - Но зима-то еще впереди, а подготовка к ней сейчас фактически сорвана, - все по той же причине дробления "Мосэнерго", - напомнил первый заместитель мэра, руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк. - А потому 14 июня мы вынуждены выносить на заседание правительства Москвы вопрос о том, какие необходимо принять срочные меры в энергетике, чтобы успеть исправить ситуацию.

    прямая речь

    Ожидаются ли новые увольнения в "Мосэнерго" и придется ли корректировать ход реформы электроэнергетики? Корреспондент "РГ" попросила прокомментировать ситуацию члена правления РАО "ЕЭС России" Андрея Трапезникова.

    Российская газета | Что предпримет РАО "ЕЭС России" в связи с жесткими критическими замечаниями президента.

    Андрей Трапезников | Мы об этом объявим несколько позже.

    РГ | Что вы можете сказать по поводу обвинения менеджмента "Мосэнерго" в том, что он "не понимает значения одного маленького винтика в огромной энергетической сети страны".

    Трапезников | Сейчас работает комиссия, которая должна окончательно сделать вывод. Но первые предварительные итоги, которые уже обнародовал Ростехнадзор, свидетельствуют о том, что там были ошибки персонала.

    В РАО "ЕЭС России" 52 процентами акций владеет государство. И в данном случае акционер дал свою оценку действиям менеджмента "Мосэнерго". Это его право. И наша задача - сделать все, чтобы таких оценок со стороны главного акционера больше не возникало. В связи с этим мы должны разработать комплекс мер и действий, что и будет сделано.

    Шаронов поддержал реформы по Чубайсу

    Государство не должно отказываться от продвижения реформы
    электроэнергетики в связи с недавней энергоаварией в Москве. Об этом
    заявил вчера заместитель министра экономического развития и торговли
    Андрей Шаронов.

    Андрей Шаронов также акцентировал внимание на одной из наиболее дискуссионных тем реформы. Он категорически исключил вероятность отказа от приватизации оптовых генерирующих компаний (ОГК). "Отказ от продажи ОГК означал бы отказ от приходящих в отрасль инвестиций", - заметил замминистра и подчеркнул, что "реформа РАО "ЕЭС России" не противодействует привлечению инвестиций и обновлению энергосетевого хозяйства". Причиной же энергоаварии, по Шаронову, как раз и стал "недостаток инвестиций, приведший к износу оборудования. А реформа не привела к снижению надежности".

    Поделиться