Участников финансового рынка проверят по новому порядку

С учетом полномочий, возложенных на ФСФР России постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "О Федеральной службе по финансовым рынкам", новый порядок устанавливает требования к порядку проведения проверок эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием и специализированных депозитариев ипотечного покрытия, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных лицензируемых федеральной службой организаций, а также их саморегулируемых организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на ФСФР России.

Утвержденный порядок основан на сложившейся практике проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов в соответствии с требованиями постановления ФКЦБ России от 24.09.2003 N 03-40/пс. При этом ряд положений порядка уточнен и приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В частности, требования к основаниям проведения внеплановых проверок приведены в соответствие с Типовым регламентом взаимодействия органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30. Согласно утвержденному порядку внеплановые проверки назначаются с целью проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, исполнения требования законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации.

Порядком проведения проверок установлена обязанность инспектора сообщать руководителю (заместителю руководителя) ФСФР России (регионального отделения ФСФР России) о личной заинтересованности при исполнении обязанностей инспектора, которая может привести к конфликту интересов.

Документ уточняет обязанности уполномоченного лица организации в части представления группе инспекторов копий документов (в том числе в электронном виде) в требуемом формате. В случае если документы не могут быть предоставлены в электронном виде в требуемом группой инспекторов формате, уполномоченное лицо вправе представить документы в любом ином формате с приложением комплекса программного обеспечения для работы с указанными документами в режиме "только для чтения".

В соответствии с новым порядком проведения проверок организация вправе назначить любое лицо ответственным за взаимодействие с группой инспекторов, так как из порядка исключено требование о том, что ответственным лицом организации за взаимодействие с инспекторами ФСФР России "по умолчанию" является контролер организации и только в его отсутствие - назначенный руководителем организации работник.

Порядком проведения проверок предусмотрена возможность составления протокола об административном правонарушении в случае неисполнения уполномоченным лицом организации предусмотренных порядком обязанностей, в частности, в случае непредставления затребованных инспектором документов или их копий.

В порядке также уточнено, что акт считается полученным организацией - в случае его направления по почте заказным письмом - в день его получения организацией, а не по истечении шести дней с момента направления акта проверки организации.

Порядок проведения проверок предусматривает, что проверка отдельных сведений о возможном нарушении организацией законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов, действующих в сфере ее деятельности, может быть проведена без составления поручения и акта камеральной проверки.

В новом порядке, в частности, значительно увеличен срок, предоставляемый организации для ознакомления с актом проверки и его подписания.