В 2004 году, по различным оценкам экспертов, совокупный объем парфюмерно-косметического рынка составил 6,2 миллиарда долларов. При этом его ежегодный рост в последние годы составляет 25-30 процентов. Однако предложение на российском рынке все еще сильно отстает от показателей европейских стран. В Италии, например, сегодня действует 108 сетей, состоящих из нескольких сотен салонов, в Голландии и Германии салонных сетей более 50. Во Франции рынок салонов красоты монополизирован, его держат всего пять сетевых национальных компаний, но каждая сеть включает в себя десятки тысяч салонов, и ее обороты насчитывают миллионы долларов.
Надо отметить, что сегодня московский и питерский рынки косметологических услуг находятся на подъеме. В столичных салонах красоты, по оценке участников рынка, остается две трети от тех сумм, которые россияне ежегодно расходуют на парикмахерские и косметологические услуги. Спрос на услуги салонов высок. Посему в столице ежемесячно и открываются 2-3 новых заведения подобного рода.
Объем московского рынка красоты по итогам 2003 года составил 1050 миллионов долларов, в 2004 году - 1300 миллионов долларов, темпы роста составляют 25 процентов в год.
В настоящее время в Москве насчитывается более 2500 различных салонов красоты. Специалисты выделяют 5 типов салонов в зависимости от набора услуг, расценок, марок используемой косметики, местоположения и социального статуса клиентов. Салоны эконом-класса (1-2 звезды) представляют собой обычные парикмахерские, в которых, помимо стрижки, клиентам предлагают педикюр, маникюр и мелкие косметические услуги. Наценка за услуги здесь небольшая - порядка 30-40 процентов, а расценки минимальные: визит обойдется в 20-30 долларов. Доля таких салонов на рынке - порядка 25-30 процентов.
Салоны среднего и средневысокого уровня (последние позиционируют себя как салоны для бизнес-клиентов) отличаются от салонов эконом-класса большим набором услуг, в том числе косметических, и более высоким статусом клиентов. Наценка на услуги в них от 100 до 150 процентов, здесь разовый визит обойдется уже в 100-200 долларов. Доля таких заведений на рынке составляет 25 процентов.
Пятизвездочные салоны класса люкс сегодня позиционируют себя как имиджевые или корпоративные заведения. Наценка в таких салонах 200-250 процентов, где один визит обойдется в 250-300 долларов. Их доля на рынке занимает около 15 процентов.
Эксперты отмечают, что зачастую открытие одного салона не является эффективным бизнесом - в этой сфере слишком большую роль играет имидж компании, уровень раскрученности бренда, наличие развитой инфраструктуры, здесь затраты слишком велики, и одно-единственное заведение не даст ощутимой прибыли.
Интерес же инвесторов, вкладывающих деньги в этот бизнес, связан и с тем, что его рентабельность составляет 20-35 процентов, а это в два-три раза превышает европейские показатели.
При хорошем развитии событий инвестиции в салоне топ-уровня возвращаются через один-два года, а в салоне среднего класса - через три-четыре года.
На самом деле наиболее успешно бизнес идет в небольших салонах. Как правило, это шесть-семь рабочих мест парикмахеров, несколько кабинетов для оказания косметологических услуг и штат в 15-17 человек. Для организации такого салона обычно требуется 100-170 тысяч долларов.
На такой результат может рассчитывать московский салон красоты, работающий в среднеценовом сегменте и имеющий девять рабочих мест. При этом занятость мастеров составляет не менее 60 процентов времени при двухсменном графике работы. Расчет сделан по данным "Магазина готового бизнеса" и опросам предпринимателей.
Между тем большинство российских салонов красоты могут в ближайшее время закрыть свои двери для клиентов. Еще в конце декабря 2004 года был издан приказ Министерства здравоохранения и социального развития России, который предусматривает обязательную регистрацию всех новых медицинских технологий, используемых подобными заведениями. В марте начались массовые проверки, и участники рынка забеспокоились, что инспектора будут приостанавливать лицензию.
На самом деле в последнее время в косметических салонах и фитнес-центрах появилось много услуг, которые раньше оказывали только специализированные медицинские учреждения. При этом данные организации часто не утруждают себя подбором квалифицированных специалистов. Кроме того, для процедур нередко используются незарегистрированные медицинские средства.
По мнению участников рынка, сейчас сложилась ситуация, при которой занятие салонным бизнесом стало просто нелегальным, из-за чего в ближайший год объем рынка салонов красоты может уменьшиться в несколько раз.