В Адыгее налоговики нарушали права налогоплательщиков

Налоговый контроль в Республике Адыгея все чаще превращается из инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы предпринимателей. Такой вывод был сделан по фактам только что завершившейся широкомасштабной прокурорской проверки в Адыгее.

 

Поводом для аудита стали участившиеся обращения в прокуратуру республики предпринимателей и руководителей предприятий малого и среднего бизнеса. Они просили установить правомерность требований со стороны налоговых органов большого количества бухгалтерских документов для проведения углубленной камеральной (то есть без выезда на место, только по документам) проверки.

Как выяснилось, действительно, грубые нарушения прав налогоплательщиков допускаются налоговыми органами при приеме налоговой отчетности. Второй частью статьи 80 Налогового кодекса России установлено: налоговая декларация может представляться в налоговый орган как на бумажных, так и на электронных носителях, т. е. налоговый орган не вправе требовать предоставление декларации на обоих носителях. Между тем указанный запрет налоговыми органами игнорируется. Чаще всего такое требование высказывается в устной форме. Однако в некоторых налоговых инспекциях республики данное незаконное требование выражается открыто, что подтверждено документально. Например, в Красногвардейском районе было распространено письменное уведомление, из которого следовало, что налоговые декларации будут приниматься только на электронном носителе с приложением на бумажных носителях. Аналогичная практика осуществлялась в Гиагинском районе и в городе Майкопе.

Вскрыто проверкой и более серьезное, широко распространенное нарушение прав налогоплательщиков. В соответствии со ст. 88 НК РФ работники налогового органа при проведении камеральной проверки вправе истребовать от налогоплательщика документы, дополнительные сведения и объяснения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом анализ положений данной статьи, а также системный анализ норм, содержащихся в других документах, указывает на то, что налоговым органом могут быть истребованы лишь те документы, которые имеют непосредственное отношение к ошибкам, обнаруженным в налоговой декларации.

На практике же налоговики при выявлении каких-либо ошибок или неточностей в декларациях требуют от налогоплательщиков копии практически всех - без конкретизации - бухгалтерских документов. Фактически проводится незаконная выездная проверка. Понятно, далеко не все налогоплательщики по объективным причинам в состоянии представить копии запрашиваемых документов. Это заставляет их идти на соответствующие компромиссы с налоговыми инспекторами. В подобных ситуациях создаются явные предпосылки для проявлений коррупции. По данному факту в Арбитражный суд Адыгеи готовится заявление о признании вышеуказанных действий налоговых органов незаконными.

Оказалось, налоговые правоотношения в республике, кроме законов, регулируются также подзаконными нормативными актами: указами президента республики, постановлениями и распоряжениями кабинета министров Адыгеи. Анализ данных нормативно-правовых актов показал: большинство из них соответствует действующему федеральному законодательству. Но выявлены и нормативные акты, ему противоречащие. Так, на территории республики действует закон "О ставке налога на прибыль банков, зачисляемого в бюджет Республики Адыгея". По нему для банков, направляющих не менее 60 процентов кредитных ресурсов на кредитование организаций, а также жилищное кредитование, установлен размер ставки налога на прибыль в размере 13,5 процента, зачисляемого в республиканский бюджет. Установлен и порядок его уплаты. Между тем, в соответствии с законодательством, налог на прибыль организаций, среди которых числятся и банки, отнесен к категории федеральных налогов и сборов. Следовательно, принимать решение по вопросам установления либо изменения элементов налогообложения в данном случае правомочны лишь федеральные органы государственной власти.

С превышением объема предусмотренной законом компетенции местные власти принимали и другие нормативные акты, направленные на регулирование налоговых правоотношений. Так, правительство республики приняло постановление "О мерах по прове-дению в Республике Адыгея государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним", которым был установлен новый размер стоимости талонов технического осмотра. А ведь плата за выдачу талона технического осмотра является государственной пошлиной и отнесена к категории федеральных налогов и сборов. Оба нормативных акта опротестованы проку-ратурой.

Особенно много нормативно-правовых актов, направленных на регулирование налоговых отношений, выявлено в районах республики. При этом противоречащие федеральному законодательству нормативные акты можно разделить на три условные категории: изданные неуполномоченными лицами, изданные по республиканским налогам и сборам, а также вводящие не предусмотренные налоговым законодательством налоги и сборы.

Несмотря на положительные отзывы республиканского управления Федеральной налоговой службы о собственной деятельности по исполнению налогового законодательства и сбору налоговых платежей, данная деятельность, как показала проверка, не лишена грубых нарушений и недоработок, которые сопровождаются ущемлением прав и интересов субъектов малого предпринимательства. По-прежнему используются незаконные методы воздействия на налогоплательщиков для взыскания налогов. В прошлом году сумма переплаты по налогам и сборам составила более 23 миллионов рублей. А подлежащая возврату - более 16 миллионов. В данном случае налоговый орган обязан известить налогоплательщика о произведенной переплате. Однако в Шовгеновском районе это требование не выполняется - налогоплательщики о фактах переплаты сумм налогов не уведомляются. Не соблюдаются налоговой инспекцией и сроки осуществления зачета сумм излишне уплаченных налоговых платежей.

Оказалось также, что налоговики недостаточно активно ведут работу по выявлению тех, кто уклоняется от постановки на налоговый учет. Ни в прошлом году, ни в нынешнем в республике не зафиксировано ни одного лица, не состоящего на налоговом учете. Принимаемые меры ограничиваются лишь тем, что в правоохранительные органы направляются соответствующие запросы, которые никакого положительного результата не дают. А тем временем на территории, к примеру, Гиагинского района значительное количество физических лиц занимается производством сыра. Свидетельств же о предпринимательской деятельности и о постановке на налоговый учет у них нет.

- Объясняя свою позицию, налоговики обычно ссылаются на соответствующие статьи Налогового кодекса страны и ведомственные рекомендации, - говорит помощник прокурора республики Евгений Зиновчик. - Год назад в этот кодекс были внесены существенные изменения, которые позволили ограничить административный произвол и налоговое администрирование. Теперь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также таможенного дела, не имеют права издавать ведомственных нормативных правовых актов. А Конституционный суд России прямо указал, что Налоговый кодекс страны исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля.

В целом проверка показала, что нарушения налогового законодательства носят в республике распространенный характер и допускаются как органами власти, в том числе и муниципальными, так и самими налоговыми органами. Нарушаются, как правило, те нормы, которые наиболее существенным образом затрагивают права и интересы налогоплательщиков. По результатам проверки, целью которой было поставить барьеры на пути административного произвола в налоговой сфере, выявлено 110 нарушений закона, опротестовано 17 незаконных правовых актов, в суды направлено 12 исковых заявлений, внесено 35 представлений, объявлено шесть предостережений.