Он нашел место, где лежат деньги. Правда, рассказывать об этом не стал. Зато сказал, сколько их там было. Оказалось немало: после корректировки параметров бюджета и финплана на основе уточненного прогноза социально-экономического развития страны удалось выявить еще 330 миллиардов рублей.
Согласно планам Кудрина, одна часть - в размере 158 миллиардов рублей - пойдет на финансирование социальных обязательств бюджета, которых в результате оказалось гораздо больше, чем денег на эти цели. Тем более что в ближайшие три года кабинету министров придется выполнить не только президентские обещания по увеличению зарплаты бюджетников и военнослужащих, но и премьерское - удвоить к 2008 году пенсии.
В общем, как заметил высокопоставленный правительственный источник "РГ", "трехлетний финансовый план обречен на социальные выплаты".
Другая часть вдруг появившихся средств будет разделена еще на несколько подчастей, одна из которых, собственно, не мудрствуя лукаво отправится в Стабилизационный фонд, а вторая - в размере чуть меньше 70 миллиардов рублей - в инвестиционный фонд имени Грефа.
Министру бы самое время радоваться, что его идея наконец обросла хотя бы небольшими финансами. Но Грефа на заседании бюджетной комиссии не было. Он отправился с инспекцией в Калининград, а на Краснопресненскую набережную делегировал своего заместителя Виталия Савельева.
Впрочем, Греф неоднократно рассказывал о том, что источниками наполнения фонда могла бы стать не только увеличенная до 27 долларов за баррель цена отсечения, но и средства, полученные за счет досрочного погашения внешнего долга. Главный финансист, судя по всему, прислушался к своему коллеге и предложил зачислить в его фонд 20 миллиардов рублей, сэкономленных на досрочной выплате, которые вошли в те самые 70 миллиардов. Кстати, когда главный экономист еще лишь презентовал свою идею, в качестве минимальной цифры размера инвестиционного фонда в 2006 году он называл 60 миллиардов рублей. Это уже позже аппетит Грефа увеличился сначала до 100 миллиардов, с которыми можно было рассчитывать на запуск полномасштабных национальных проектов, а потом и до 200 миллиардов.
Пока главный экономист выбивал деньги, премьер-министр Михаил Фрадков предложил ему заняться разработкой механизма и представить сей труд коллегам, но Греф не торопился, видимо, считая, что пока денег нет, то и о механизме думать рано.
Собственно, это вчера и оказалось так называемым слабым местом.
- Нам надо максимум 300 миллиардов рублей, - сначала просил, а потом уже возмущался Виталий Савельев. - А нам дают всего ничего.
Но Кудрин знал, как наступать. И вполне обоснованно недоумевал: "Я не могу понять, что минэкономразвития будет финансировать?"
По большому счету в минэкономразвития, по словам экспертов, существует три так называемых кармана. Первый - ведомственные целевые программы. Второй - федеральные целевые программы (ФЦП). Третий - одобренный - инвестиционный фонд.
- 70 миллиардов вы на что собираетесь пустить? - поинтересовался Кудрин у Савельева.
- Есть проекты, - стойко защищал детище своего шефа Савельев.
- Какие? - спросил Кудрин.
Ответа не последовало.
Собственную позицию по поводу того, что должен представлять собой инвестфонд, Кудрин в отличие от Савельева озвучил. "Я считаю, фонд должен быть дополнительным инструментом планирования, повышающим эффективность использования средств. Можно рассматривать крупный объект, в который надо к части государственных средств привлечь и частные деньги. Чтобы не кусочками строить крупный объект за счет общей системы, а целиком, концентрируя ресурсы на этом направлении", - сказал министр финансов в интервью "РГ".
На бюджетной же комиссии черту под дискуссией подвел Михаил Фрадков. Ему явно не понравилась неаргументированная защита Савельева.
- Вы должны обосновать, сколько и на что надо, а то получается, что ваш социально-экономический прогноз не связан с запросами и живет собственной жизнью, а не с задачей удвоения экономического роста, - жестко заметил премьер.
- Вы прямо по печени бьете, - устав защищаться, сказал Савельев.
- Ниже, - ответил Фрадков.
Пока изыскивали деньги для инвестиционного фонда, премьер явно поддерживал Германа Грефа и его идеи. Но теперь, когда уже и деньги появились, а ни проектов, ни механизма до сих пор нет, Фрадков, видимо, решил подтолкнуть главное экономическое ведомство к более активным действиям - выработке целей и проектов.
Вчера же на бюджетной комиссии был представлен проект перечня федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в 2006 году. Минэкономразвития решило порадовать министров и увеличить финансирование ФЦП. Правда, почти сразу же и огорчило отраслевиков: для этого количество программ должно быть сокращено. Причем ведомство Грефа предложило министрам расстаться более с чем 30 ФЦП. В их число попали ФЦП "Энергоэффективная экономика", экологические программы и три подпрограммы модернизации транспортной системы. Помимо этих ФЦП, есть и такие программы, действие которых истекает уже в этом году: федеральная космическая программа, ФЦП создания международного ядерного реактора. Присутствующие главы ведомств никак не соглашались с предложенным и приводили аргументы в защиту своих ФЦП. Не повезло пока тем, кто отсутствовал: министру транспорта Игорю Левитину, министру природных ресурсов Юрию Трутневу. Но им еще все предстоит, поскольку этот вопрос на сегодняшнем заседании правительства решили не рассматривать, а перенести его обсуждение на следующее заседание кабинета министров.