Об этом вынуждены были сообщить вчера на конференции "Реализация второго этапа реформирования железнодорожного транспорта" и президент ОАО РЖД Геннадий Фадеев, и заместитель министра транспорта Сергей Аристов.
Второй этап реформы приближается к концу. Уже со следующего года акции дочерних компаний "поступят в открытую продажу" и начнется настоящая конкуренция в этом секторе перевозок. Есть, конечно, и проблемы. Например, Счетная палата насчитала пять мероприятий, которые так и не были проведены в ходе первых двух этапов реформы. Железнодорожники не отрицают, что у них есть слабые места. Но при этом не забывают говорить, что последние 10 лет государство не дало отрасли ни копейки.
Непробиваемым оказался и вопрос о компенсации убытков от пассажирских перевозок. Тут надо пояснить, о чем идет речь. В пригородных электричках цены на билеты устанавливают в регионах. РЖД отвечает за дальние перевозки, которые тоже чрезвычайно убыточны. Пока эти потери приходится компенсировать за счет тарифов на грузовые перевозки. Это и называется "перекрестное субсидирование". Есть оно и в самих пассажирских тарифах, когда клиенты VIP-вагонов, по сути, "доплачивают" за тех, кто едет на дешевых местах. Не станешь же поднимать цены на плацкартные вагоны, единственно доступные для людей с небольшим достатком. А таких, по словам, Фадеева, среди пассажиров почти 70 процентов.
По плану реформы, из "РЖД" должна была вычленяться Федеральная компания по пассажирским перевозкам. Но кто пойдет на такой шаг, когда заведомо известно, какие баснословные убытки лягут на ее плечи. Вот железнодорожники и минтранс пытались провести постановление, чтобы часть этих потерь взял на себя федеральный бюджет. Сегодня создание компании остается под вопросом. Все это можно было бы списать на внутрикорпоративные проблемы, если бы дело не касалось практически всех граждан страны. Задержка с созданием федеральной компании мешает начать активно формировать региональные, поскольку здесь все упирается в дележку имущества. А затраты на пригородные пассажирские перевозки растут, цены на билеты, естественно, тоже. Это при том, что многие электрички, когда схлынет поток "часа пик", по сути, перевозят воздух. Может быть, на это время лучше пустить автобус, который обходится дешевле. Тогда и цены на билеты поднимать не придется. Но все эти вопросы можно решить, когда администрации регионов вместе с железнодорожниками станут бизнес-партнерами, то есть начнут работать вместе. А с этим, как видим, пока тупик.
Конечно, РЖД не бедный родственник. И доходы у компании, по словам Фадеева, в этом году ожидаются немалые - более 700 миллиардов рублей. Может быть, эта цифра и смутила минфин, который не хочет навязывать бюджету дополнительные расходы. Нашла же компания деньги на строительство скоростной дороги Москва-Санкт-Петербург. Впрочем, как решиться проблема пассажирских перевозок, потребителям, в сущности, все равно. Главное, чтобы перестали повышаться цены на билеты.