Разработка Основного закона Союза - поистине основополагающий вопрос. Не случайно на апрельском заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства Президент РФ Владимир Путин подчеркнул: "Мы намерены продолжить работу над проектом Конституционного Акта, утвержден новый состав рабочей группы по подготовке этого документа". Такое же заявление сделал и Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Таким образом, дан импульс конструктивной работе, тормоза на пути подготовки Конституционного Акта сняты. Руководители наших государств поставили задачу: в ноябре нынешнего года на очередном заседании ВГС тем, кто готовит проект Конституционного Акта, предстоит доложить о ходе этой работы. Времени на коллективный мозговой штурм юристам, экспертам, парламентариям отпущено не столь уже много - учитывая начавшееся отпускное время.
Потому сегодня чрезвычайно важно обсудить стратегию и тактику дальнейших действий, уйти от крайних суждений, перевести дискуссии в практическое русло. Именно такая попытка была предпринята в минувший вторник на заседании "круглого стола", посвященного проблемам разработки и принятия Конституционного Акта. Вопросы для обсуждения были вынесены такие: что должен представлять собой Конституционный Акт, какой цели он служит, какой должна быть структура Союзного государства, какие функции следует делегировать в ведение Союзного государства, что необходимо предпринять, чтобы работа над проектом была эффективной?
В заседании "круглого стола" приняли участие Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин, заместитель Госсекретаря Союзного государства Сергей Шухно, ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Владимир Аксенов, парламентарии, эксперты, юристы.
Встречу открыл начальник Департамента информации Постоянного Комитета Союзного Государства Павел Лысов. Он рассказал об истории разработки Конституционного Акта, напомнив собравшимся, что в 2001 году постановлением Совета Министров Союзного государства была создана совместная рабочая группа, куда были включены представители органов государственной власти России и Беларуси, а также привлечены к сотрудничеству ведущие ученые и специалисты наших стран.
- В 2003 году статус рабочей группы был повышен, - продолжил П. Лысов. - Российско-белорусская комиссия по подготовке Конституционного Акта провела пять заседаний и одобрила подготовленный проект Конституционного Акта. Вопрос о ходе подготовки проекта обсуждался на апрельском заседании Союзного Совмина в 2003 году. А 22 апреля нынешнего года ВГС своим постановлением утвердил новый состав совместной комиссии по разработке Конституционного Акта. Сопредседателями комиссии утверждены спикер Госдумы РФ, председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Борис Грызлов и председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Коноплев. Утверждены также члены комиссии с российской и белорусской стороны.
Разговор продолжил Владимир Аксенов. Он рассказал о том, как шла работа над проектом Конституционного Акта, начиная с 2003 года.
Говоря о ближайших задачах, Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин отметил: да, варианты Конституционного Акта могут быть различными. Но всем нам надо отчетливо понимать - развитие экономики на постсоветском пространстве упирается в отсутствие нормативно-правовой базы. Сегодня экономика правит бал. А без Конституционного Акта она не сможет развиваться, не пойдут в Союзное государство инвестиции. Экономисты утверждают: сегодня внутренний рынок должен состоять не менее чем из 300 миллионов потребителей. Тогда успешно действует рынок, прогрессируют все отрасли. В противном случае неизбежно однобокое развитие. Именно поэтому объединяется Европа.
В Европе говорят на разных языках, а договориться сумели, пояснил П. Бородин. Мы говорим на одном языке, а договориться не можем!..
- И все же я уверен, - продолжил Павел Павлович, - и на постсоветском пространстве по крайней мере экономическое объединение неизбежно. Да, повторю, в наше время экономика правит бал, но все упирается в несогласованность нормативно-правовой базы нашей интеграции. Вот почему сегодня нам так нужны законы Союзного государства, так важно принять Конституционный Акт. Один из центральных вопросов - определение предметов ведения. В Конституционном Акте закрепляются предметы исключительного ведения Союзного государства и предметы совместного ведения Союзного государства и его субъектов. Такое разграничение позволит обеспечить эффективную реализацию государственной власти.
Своей позицией с участниками "круглого стола" поделился Алексей Автономов - заведующий сектором сравнительного правоведения Института государства и права РАН, руководитель группы российских экспертов по подготовке Конституционного Акта.
А. Автономов считает: наличие разных проектов - факт сам по себе отрадный. Значит, по его мнению, есть из чего выбрать лучшее, заслушать мнения сторон.
- Мы занесли ногу, - сказал А. Автономов, - но не сделали шаг... Рабочая группа была поставлена в жесткие рамки Договора о создании Союзного государства. Именно поэтому наш проект соответствует положениям, которые зафиксированы в Договоре, это тот проект, который сегодня можно принять. Я сам считаю, что можно было пойти дальше тех положений, что зафиксированы в Договоре, но до тех пор, пока на сей счет не будет политической воли, такой проект останется только проектом. Окончательное решение принимают наши президенты.
Дискуссию продолжил доктор юридических наук, член Межрегиональной коллегии адвокатов "Человек и закон" Владимир Трофимов. Он попытался обострить разговор, отметив: "Бумаги вошли в противоречие с реальной жизнью". Как считает юрист, масштабы - и территориальные, и людские, и экономические - у России и Беларуси несопоставимые: небольшая Беларусь и огромная Россия, а объединяемся мы на равных. Разработчики Конституционного Акта предлагают использовать принцип равенства, а я считаю, сказал В. Трофимов, что во главу угла должен быть поставлен принцип справедливости.
С этим утверждением не согласился Владимир Аксенов. Он отметил: принцип справедливости применим больше к экономическим делам, работе банков, но что касается политики, то здесь надо использовать принцип равенства.
"Союзу необходим свой проект", - такое мнение высказал политолог, член правления Фонда института развития Павел Святенков. В чем именно такой проект заключается, политолог объяснил так:
- Союзное государство может стать демократическим авангардом, творческой лабораторией для тестирования демократических механизмов госуправления. К функциям Союзного государства необходимо отнести охрану общих границ, создание совместных вооруженных сил. Союзному государству необходима собственная дипломатия. В ряде случаев оно может оказаться весьма эффективным переговорщиком, а также средством от "оранжевых революций". Одной из основных задач Союзного государства должно стать подключение к объединению новых государств.
- Мы не дали пока Союзному государству полномочий, - с такого суждения вступил в разговор председатель комиссии по законодательству и регламенту Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Антуфеев. - Если мы строим наш Союз по принципу Евросоюза, то должны помнить, что Евросоюз - это не единое государство, а межгосударственное объединение.
Он же сослался на необходимость делегирования национальными государствами полномочий Союзному государству. И Россия, и Беларусь должны поделиться своим суверенитетом. Без этого Союзное государство будет оставаться государством без полномочий.
21 апреля наша газета опубликовала большой материал доктора технических наук, профессора Льва Могилевского. Речь в нем шла о новых подходах в строительстве Союзного государства, избрании его президента, премьер-министра, однопалатного сената. Главный вывод в статье - время требует активных действий, в том числе и в ходе подготовки проекта Конституционного Акта. Своими мыслями Л. Могилевский поделился и на заседании "круглого стола".
В своем выступлении на заседании "круглого стола" заместитель Госсекретаря Союзного государства Сергей Шухно подчеркнул:
- Мы собрались сегодня здесь, чтобы активизировать процесс работы над Конституционным Актом. 22 апреля подписано решение, создана комиссия по подготовке Конституционного Акта, обновлен ее состав. Два вопроса ключевых - они как были, так и остаются: это предметы исключительного ведения и правовая система, то есть характер действия правовых актов, принимаемых органами Союзного государства. Вопросы, на которые должен дать ответ Конституционный Акт. Но мне бы хотелось сделать акцент вот на чем: комиссия создана, и она будет работать не на пустом месте. Есть варианты, уже долгое время идет работа над проектами, они должны быть аккумулированы обновленной комиссией и учтены. Комиссия должна предложить свои решения главам государств, может быть, не один вариант, а несколько. Я уверен, что в ближайшем будущем будет сформирован экспертный совет, в который, как полагаю, войдут люди, как давно в нем работающие, так и новые силы со своими идеями. Ну а мы, наверное, можем обратиться сегодня к новому составу комиссии с пожеланием, чтобы ее работа была активизирована, потому что в ноябре на очередном заседании Высшего Госсовета по поручению президентов наших стран будет доложено о ходе подготовки проекта Конституционного Акта.
И еще прозвучало короткое выступление единственной представительницы прекрасного пола за "круглым столом". Директор Института развития прессы Ольга Карабанова сказала:
- Развитие политических и экономических связей между Россией и Беларусью в рамках Союзного государства настоятельно требует формирования единого информационного пространства. Отсутствие такого поля тормозит развитие бизнеса, инвестиционных проектов, политических инициатив. Необходимо создать механизмы формирования такого информационного пространства. Они должны быть закреплены в Конституционном Акте.
Итоги разговора подвел Павел Лысов. Он поблагодарил участников встречи за высказанные точки зрения, наработки, предложения и пожелал довести итоги заседания до тех, кто принимает политические решения.
П. Лысов отметил, что сегодня в работе над Конституционным Актом существуют два подхода. Первый - мягкий, конформистский, одним из выразителей которого является Алексей Автономов, и второй - реформаторский, предлагающий делегирование государствами-участниками части своих полномочий Союзному государству. Такой подход предлагают депутат Антуфьев, Постоянный комитет, ряд других экспертов. Как показала дискуссия, сторонников второго подхода больше. Для того, чтобы реализовать этот подход, нужна политическая воля наших президентов.
- И еще, - отметил П. Лысов, - нам необходимо активнее использовать информацию о работе над Конституционным Актом, сделать ее гласной, чтобы принятие Конституционного Акта стало реальным.
Работа над Конституционным Актом продолжается. Разумеется, такой процесс форсировать нельзя, дабы не навредить. А в том, что все у нас в конечном счете получится, убеждают слова Павла Бородина, с которыми он обратился к участникам "круглого стола":
- Нам, нашему поколению, выпал шанс создать Союз, будущее для наших народов.