08.06.2005 23:00
    Поделиться

    Из-за дороговизны проезда дальневосточники предпочитают отдых дома

    Место под солнцем можно найти и дома

    Северяне, как никто другой, ждут начала летних отпусков. Ведь после суровой и затяжной дальневосточной зимы только отдых и качественное лечение помогут восстановить силы. Но не все сегодня могут позволить себе посетить южные курорты - из-за их дороговизны и возросших тарифов на перевозки, а кому-то попросту вредна смена климата. Есть ли альтернатива южным курортам? Этот вопрос выясняют корреспонденты "РГ".

    Бери - не хочу!

    Имеются бесплатные путевки на курорты Пятигорска, Железноводска, Кисловодска". Такое объявление я увидела в государственном учреждении здравоохранения "Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации" министерства здравоохранения Хабаровского края в конце мая, как раз перед тем, как начала строить планы на свой летний отпуск. В кабинете у заведующей отделением Натальи Минкович, куда предлагалось обращаться, не было ни одного посетителя. Нонсенс. Откуда в наше рыночное время бесплатные путевки и неужели ими никто не хочет воспользоваться?

    По словам Натальи Минкович, ежегодно по квотам каждый квартал на Хабаровский край выделяют шесть-семь путевок в санатории Черноморского побережья и Северного Кавказа. Там могли бы подлечиться те, кто страдает заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, эндокринной, костно-мышечной системы и поражением нервной системы. Воспользоваться данным видом лечения может каждый житель края.

    - Бесплатные путевки распространяются по заявкам от лечебно-профилактических учреждений здравоохранения края, которым мы даем информацию, - пояснили в министерстве здравоохранения Хабаровского края. Но из-за дороговизны проезда спрос на путевки невелик.

    Это правда. Как удалось выяснить, в июне авиабилет от Хабаровска до Минеральных Вод в обе стороны обойдется в 21 тысячу рублей, по железной дороге в купейном вагоне - 12 тысяч рублей. Поэтому лечебницам на западных курортах дальневосточники предпочитают те, которые ближе к дому. Даже при том, что на время лечения, включая дорогу, выдается больничный лист.

    - Но даже те, кто едет, больничный не берут, - говорит Наталья Минкович, - хотя он может компенсировать часть расходов. Большинство используют только свой отпуск, объясняя, что нынешние работодатели не жалуют любителей длительных больничных. А отсутствовать приходится месяц-полтора.

    В 2004 году в санатории Черноморского побережья и Северного Кавказа реализовали всего 28 путевок по всему Хабаровскому краю.

    Стол без выбора блюд

    "За морем телушка - полушка, да, рубль перевозу" - это как раз про вожделенную поездку на юг.

    Ну и что теперь - вообще не лечиться? Любовь Михайловна в девятый раз собрала чемодан и купила автобусный билет до Сусанино. Это не юг, а очень даже север - Ульчский район. Всего в шести километрах оттуда - лечебница "Анненские воды", прямо-таки спасительная для пенсионерки. Целый год после курса в этой бальнеологической больнице Любовь Михайловна забывает про суставы. Одного мужичка, рассказывают, привезли сюда на костылях, а он через две недели в клубе забыл их в углу и пошел сам.

    Вода здесь особенная, голубая, мягкая. Название лечебнице дал бывший источник Хабля, открытый не то нивхом Анниным, не то чудом излечившейся девушкой Анной. Вода, считают врачи, близка по свойствам к паратунской и водам Нальчика, содержит фтор и кремний. Бассейн с нею расположен именно в той яме, где 140 лет назад впервые были открыты первые общественные ванны для северян.

    Всего в четырех километрах отсюда - озеро Гавань с грязью сапропель, добывают ее в теплое время года, хранят в специальном хранилище и дают не в пакетике, а кладут прямо из ведра, сколько поместится на больном месте. Сидишь под одеялом, греешься самой природой и уходит куда-то боль. Ежегодно в лечебнице бывают три тысячи больных, лечат здесь остеохондроз, артрит, болезнь Бехтерева, экзему и даже псориаз. В волшебную силу здешней воды уверовали и люди бизнеса, которые вполне могли бы позволить себе Канары, но предпочитают, приехав на джипе, снять в местной гостинице номерок и погрузиться в анненскую благодать.

    О том, что можно прекрасно вылечиться, не выезжая на южные воды, местные знали давно. Еще в 1898 году здесь можно было лечиться у арендатора источника за рубль в сутки. Два рубля стоил "стол без выбора блюд", прислуживали ссыльно-каторжные. Вскоре на источнике уже разливали воду и продавали всем желающим с этикеткой "Доктор Порватов и К". В 1911 году источник стал "водами общественного значения", а спустя три года было выделено 14 тысяч рублей из казны для обследования Анненских минеральных вод. В 1918 лечебницу национализировали. Лечились здесь японцы, потом в советское время - золотодобытчики, в военные годы больница обслуживала раненых.

    Для многих северян, жителей Николаевского, Ульчского, Комсомольского районов лечебница - единственное доступное место для восстановления здоровья. Вот почему, невзирая летом на мошку, комаров, клещей, весной на бездорожье, а зимой на морозы, люди стремятся сюда.

    Температура воды в источнике всегда 54 градуса. Многие больные ныряют в бассейне с открытыми глазами: кто-то обнаружил, что после таких купаний стали ненужными очки!

    Вода и лечебная грязь - это, пожалуй, единственное достояние лечебницы. Анненские воды не могут похвастать комфортом, разнообразием меню (какое меню в больнице?), а до корпусов приходится добираться по лесенке в сто ступенек. Но! Замечено, что спустя неделю больные скачут вверх как здоровые. Вот тебе и сила лечения. Сведущие говорят, правда, что эффект нужно пару раз закрепить.

    Северян невыгодно посылать на юг из-за высокой оплаты проезда и климатической, психологической дезадаптации, считает специалист по курортологии Валерий Завгорудько, изучавший особенности северных бальнеологических лечебниц.

    Но тогда почему не построить возле Сусанино настоящий курорт? Почему не создать присущие санаторию услуги? Ведь польза для больных очевидна.

    - Если здесь будет санаторий, то настоящие больные сюда не доберутся, - считает главный врач Виктор Власов. - Сейчас себестоимость пребывания одного больного в лечебнице составляет 14 тысяч рублей, и эти средства идут из краевого бюджета. Таким образом, лечебница на двести мест обходится в 2,4 миллиона в год. А путевка в санаторий может обойтись больному в тысячу долларов. Многие ли смогут позволить столь дорогое лечение?

    Любовь Михайловна мо­жет поз­во­лить себе "се­вер­ный ку­рорт": путевка бес­плат­ная, траты лишь на дорогу и некоторые дополнительные процедуры. Спрос дальневосточни­ков на дешевое северное лечение растет. Лечебнице в Анненских водах нужен срочно новый жи­лой корпус, здание грязеле­чеб­ни­цы, дом для специалистов. Не случайно краевой думой рас­смат­ри­вались перспективы раз­ви­тия больницы "Анненские во­ды" на ближайшие пять лет, и бы­ло решение думы, в котором срок окончания строительства был обозначен в 2006 году. Но в нынешнем бюджете строки о ле­чеб­ни­це уже нет: нашлись у краевой казны расходы поважнее...

    Отдыхать? На севере!

    Зимой нынешнего года в Магаданской области долго не угасал скандал, вызванный статьей первого заместителя губернатора Александра Полякова в одной из местных газет. Чиновник призвал колымчан позабыть о летнем отдыхе на юге и проводить его исключительно на родной Колыме. И таким образом сэкономить деньги, которые идут на оплату раз в два года проезда работников бюджетной сферы в отпуск в центральные районы России.

    Бюджетники возмущались, что власти региона опять собираются за счет населения ущемить закрепленные федеральным законом права северян. Ученые с данными в руках доказывали, что продолжительность жизни "приезжего человека" без отдыха в центральных районах страны резко сокращается. Компетентные авиаторы ехидно спрашивали, зачем тогда сам Поляков на два месяца в году на лето улетает в Америку, откуда возвращается посвежевшим и загоревшим…

    Сей чиновник уехал в Тверь, где, по его прощальным словам в магаданских СМИ, достроил наконец себе особняк. Но, видимо, власти, задерганные зимой письмами и телефонными звонками возмущенных северян, почувствовали, что их коллега ляпнул что-то не то. И с тех пор лично губернатор области Николай Дудов не раз подчеркивал в теле- и газетных интервью, что отпускных льгот народ никто лишать не будет, а база санаторно-курортного отдыха будет успешно развиваться как бы сама по себе. И в частности, гордость территории - санаторий "Талая".

    "Талая" как разваливалась в самом прямом смысле слова, так и продолжает разваливаться. Объект этот действительно уникальный. Других таких - лечебных и в статусе государственного - на Колыме вообще больше нет. Есть лишь несколько баз отдыха местных подразделений РАО "ЕЭС России", а также платная муниципальная близ Магадана, которая летом полностью отходит в распоряжение городских школьников.

    …Санаторий "Талая" был построен еще в начале 40-х годов и с тех пор так и не перестраивался, а лишь периодически подвергался небольшому ремонту Комфорт также на уровне 40х, вплоть до общего туалета в коридоре. Правда, воды и грязи тут до сих пор остаются, по оценкам экспертов, равными по лечебным качествам известнейшим мировым.

    Но в том-то и дело, что в летнее время путевки сюда можно достать лишь по огромному блату даже самим северянам. Очередь льготников, которым лечение на курорте предписано врачами, а оплачиваться должно из областного бюджета, расписана на год вперед. Но всем мест все равно не хватит: общая пропускная способность "Талой" составляет за один раз всего около 400 человек. А ведь летом тут еще за смену в 15 дней отдыхают по сто школьников и по 50 матерей с детьми. Плюс - платные клиенты, которые даже зимой уходят в отпуск, дабы поплескаться в целебном бассейне и побродить вокруг "Талой" на лыжах.

    Стоимость 15-дневного отдыха на одного отдыхающего к нынешнему лету выросла до 16 тысяч рублей. Путевка на юг зачастую стоит меньше. У кого деньги есть, тот на отдых уже и едет (авиабилет до Краснодара, к примеру, стоит сейчас в один конец 12 тысяч рублей). У кого нет - тому и "Талая" не по карману. В результате сегодня это курорт для магаданских льготников и некоторого числа зажиточной местной интеллигенции. Половина магаданских бюджетников, получающих отпуск, уже несколько лет вынуждена проводить его на собственных нищих дачках, огородиках и по берегам Охотского моря и колымских рек? Причем большинство - отнюдь не из-за любви к родной природе, а потому что им не дали (не хватило) денег ни на местные путевки, ни на поездки на юг?

    В этом году курорту из областного бюджета был выделен миллион рублей. По расчетам специалистов, этой суммы может не хватить даже на замену системы трубопроводов, чуть ли не насквозь изъеденных целебной водой. Все это в то время, как из бюджета области (включая внебюджетный фонд особой экономической зоны) десятки и сотни миллионов рублей на льготных условиях вложены в развитие частных торговых фирм, акционерное производство водки и пива и осуществление помпезных предвыборных проектов некоторых областных чиновников.

    Даже на мизерную долю этих средств ту же "Талую" можно было уже расширить вдвое и втрое, модернизировать (резко снизив при этом себестоимость содержания и цену путевок), сделать из нее хотя бы подобие трехзвездного западного кемпинга.

    На пляж с метелкой

    В Хасанском районе Приморья, самом привлекательном для отдыха дальневосточников, готовят пляжи к туристическому сезону.

    Основные пляжные территории, переданные в этом году в аренду, расположены в бухтах Бойсмана, Баклан, Троицы и на косе Назимова. Как избежать негативных последствий воздействия на окружающую среду, какой минимальный набор услуг должны предоставить арендаторы, на каком основании появляются шлагбаумы на территориях, где не предоставляется практически никаких услуг - об этом думали арендаторы и представители контролирующих структур.

    Участниками совещания определен ряд требований, обязательных для исполнения арендаторами пляжей. Главное условие аренды - чистота и порядок. Все хозяйствующие субъекты должны неукоснительно выполнять нормы санитарного содержания территорий, регулярно проводить генеральную уборку пляжей, заключить договоры на вывоз твердых бытовых отходов. Всем хозяйствующим субъектам рекомендовано предусмотреть места для установки стационарных или биотуалетов, кабинок для переодевания, контейнеров и урн, малых архитектурных форм, пунктов проката и для размещения выездной лоточной торговли.

    Поделиться