09.06.2005 01:30
    Поделиться

    Михаил Швыдкой: Мы очковтиратели

    Из всех гостей величайшим для депутатов оказался Швыдкой

    Они желали знать, куда идут деньги, выделяемые на поддержку российской культуры, государственного телевидения, газет и журналов.

    И в этом смысле задача министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александра Соколова, руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого и руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского, приглашенных на Охотный Ряд, не казалась слишком обременительной. Из федерального бюджета на культуру выделяется такой мизер, что впору восклицать: "Культура в опасности!". Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой так и сделал. Выйдя на думскую трибуну, он произнес пламенную речь: "Мы все жалуемся на то, что плохо стали говорить по-русски, что русский язык вытесняется, что много западной культуры, что с западной культурой мы никак не можем справиться. И это мы говорим вслух, много, часто, от души, это нравится вашим избирателям, это нравится нашим слушателям. Мы рвем рубахи и говорим - мы защитим нашу страну. Не защитим. Я говорю со всей ответственностью. Если культура будет финансироваться так, как она сегодня финансируется, мы ничего не защитим". "Мы очковтиратели, - самокритично признал Швыдкой, видимо, имея в виду и депутатов, принимающих законы, которые заставляют регионы экономить на культуре. - Мы морочим голову всем, мы устраиваем праздники, разного рода мероприятия на Красной площади, в Государственном Кремлевском дворце, в каждом регионе. И всем кажется: с культурой все хорошо у нас. Не хорошо. И дети ваши не будут читать Толстого, Достоевского, Шолохова. Мы подошли к очень важной и опасной черте. Речь идет о безопасности страны, о духовной безопасности страны, о душевной безопасности страны, о культурной безопасности страны".

    Не менее сложная ситуация и в телерадиовещании. Общее состояние основных фондов РТРС министр Александр Соколов считает катастрофическим, поскольку изношенность приемных устройств во многих случаях достигает ста процентов. А бюджетное финансирование удовлетворяет потребность в техническом перевооружении в системе телерадиовещании только на десять процентов. "Сейчас в любой момент, - сделал министр пессимистический прогноз, - может произойти отключение Первого канала на трети территории России в силу того, что спутник, который висит на стационарной орбите и обеспечивает это вещание, четырежды отработал свой ресурс".

    В ведении Роскультуры остаются 176 государственных учреждений, среди которых ведущие образовательные учреждения, библиотеки, музеи, театры и 20 унитарных предприятий. Среди них - "Мосфильм", фильмофонды, Российская государственная цирковая компания. В ведении Роспечати сохранено 11 государственных учреждений и пять унитарных предприятий, в том числе "Российская газета", Гостелерадиофонд, Российская книжная палата, издательство "Большая Российская энциклопедия", ВГТРК, РИА "Новости", телевизионный технический центр "Останкино". Ликвидации и приватизации подлежит 46 предприятий и 9 учреждений Роскультуры, 71 предприятие Роспечати. Чтобы не переводить все предприятия и учреждения культуры на самоокупаемость, будет применяться избирательный подход, поскольку экономика, скажем, библиотек принципиально отличается от экономики театров. А значит, разными должны быть и формы финансирования - в одном случае через размещение государственного заказа, в другом - через финансирование по смете.

    Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский проинформировал народных избранников, что на отечественном телевидении не существует детских программ, которые в той или иной степени не финансировались бы Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. С 2000 по 2004 год, по его словам, из федерального бюджета было выделено около одного миллиарда 700 миллионов рублей на реализацию более 670 программ социальной тематики. Но, как заметил Сеславинский, проблема заключается в том, что "значительное количество благородных, красивых хороших программ, на которые государство дает деньги, не очень востребованы зрительской аудиторий". Среди лидеров детских передач он назвал "Умницы и умники", которую смотрят полтора миллиона человек, и "Спокойной ночи, малыши!" с аудиторией, доходящей до четырех миллионов. Поэтому опять же из-за скудных средств, которыми располагает ведомство, решено - государственную помощь оказывать только в том случае, если программу смотрят хотя бы 200 тысяч человек.

    "Материальный" подход к такой высокой сфере, какой является культура, рассердил депутатов, которые уже и забыли, что сами же поставили вопрос о деньгах как главный на "правительственном часе". А больше всего их, видимо, обидела пламенная речь Михаила Швыдкого, который мимоходом покритиковал законодателей за непродуманные законы. Его обвинения в очковтирательстве они приняли близко к сердцу.

    Депутаты припомнили представителям правительства все - и "Детей Розенталя" в Большом театре, и поп-звезд, собирающих на своих концертах бешеные деньги, и "Дом-2" на ТНТ, который, по мнению депутатов, "развращает и калечит" наших детей. "На такую культуру мне жалко денег", - заявила коммунист Тамара Плетнева.

    Парламентарии с таким энтузиазмом поддержали начатую Михаилом Швыдким тему о культуре, которая в опасности, что ему пришлось убеждать думцев в обратном. Оказывается, что и самодеятельность у нас не погибла, и дома культуры ремонтируются, и много хороших программ и фильмов увидели свет ко Дню Победы благодаря помощи государства. Его поддержал и Михаил Сеславинский, который, в ответ на страхи депутатов, заявивших, что нашу страну оккупировала западная культура, сказал: "Я не считаю, что живу в оккупированной стране. Нельзя назвать оккупированной страну, где выходит около 46 тысяч печатных изданий и вещают три тысячи телерадиоканалов".

    На многочисленные реплики депутатов из правительственной ложи был достойный ответ: "Давайте хорошие законы, и будем работать вместе".

    Поделиться