На встрече будут обсуждаться итоги визита представительной делегации Беларуси, достигнутые договоренности, а также меры по максимальной либерализации торгового режима для белорусских товаропроизводителей.
Накануне в посольстве Беларуси в России прошло рабочее совещание, в котором участвовали представители более 100 белорусских предприятий, руководители ряда концернов Беларуси, представители правительства российской столицы, а также крупных московских торговых домов и оптово-розничных сетей.
Как отметил на совещании посол Беларуси в России В. Григорьев, Москва является наиболее емким рынком для белорусских потребительских товаров. К примеру, только в минувшем году объем розничной торговли в российской столице составил свыше 40 миллиардов долларов. В. Григорьев сообщил, что в нынешнем году, в соответствии с достигнутыми Президентом Беларуси Александром Лукашенко и мэром Москвы Юрием Лужковым договоренностями, белорусско-московский товарооборот должен возрасти как минимум на 30 процентов по сравнению с прошлым годом, когда этот показатель достиг 6 миллиардов долларов. Посол подчеркнул, что такая задача является важной не только с политической точки зрения: ее выполнение позволит получить дополнительную прибыль как белорусским производителям товаров, так и московским торговым предприятиям.
Что касается других российских регионов, то экспорт белорусского продовольствия на региональные российские рынки по итогам первого полугодия 2005 года, как сообщила на днях заместитель начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Тамара Усачева, возрастет в 1,5 раза. По ее словам, предприятия Минсельхозпрода Беларуси в январе-мае нынешнего года уже увеличили объем поставок белорусского продовольствия в российские регионы на 38,8 процента, при этом общий объем отгруженной продукции возрос до 209,1 миллиона долларов вместо плановых 196 миллионов. Так, поставки сливочного масла увеличились в 1,7 раза, сухого обезжиренного молока и колбасных изделий в 1,5 раза, твердых сыров и говядины - более чем на одну треть. Повышенным спросом у россиян пользуются белорусская сгущенка, мясные консервы, диетическая куриная продукция, заварные хлеба.
Т.Усачева также отметила, что условия работы на российском рынке для белорусских производителей изменились. Это связано с тем, что Россия готовится вступать в ВТО и поэтому ужесточает требования по соблюдению международных стандартов согласно предписаниям Международного бюро по эпизоотии и Международной конвенции по защите растений. Однако, по словам специалиста, повышению конкурентоспособности белорусской продукции способствуют внедренные на белорусских предприятиях системы управления качеством ИСО 9000 и международной системы на основе принципов НАССР (анализа рисков и критических контрольных точек).
Кроме того, Могилевский и Брестский молочные комбинаты договорились с крупнейшей российской производственно-торговой компанией выпускать продукцию на своих предприятиях для московского и российского рынков под ее торговыми марками. Собственные торговые марки белорусских предприятий тоже достаточно широко известны московским покупателям. В 2004 году на российский рынок поставлялась мясная и молочная продукция 19 предприятий под 21 торговой маркой.
Как считают специалисты, для того чтобы активно заявить о себе на российском рынке, у белорусских предприятий еще недостаточно развита собственная товаропроводящая сеть. Сейчас она насчитывает два торговых дома, открытых в Москве, шесть торговых точек, два представительства, 25 дистрибьюторских структур. Белорусским руководством поставлена задача в торговых операциях с российскими регионами максимально исключить участие посредников. В настоящее время с помощью посредников поставляется в российские регионы до 16 процентов объемов продукции. В реализации сливочного масла на долю посредников приходится до 17 процентов объемов экспортируемой продукции, сыров - 15, сухого обезжиренного молока - 25, льноволокна - 24 процента.
В рамках выставки-ярмарки "Регионы России-2005", которая проходит в Москве с 8 по 11 июня, перед предприятиями Минсельхозпрода Беларуси поставлена задача провести переговоры с представителями российских регионов и создать собственную товаропроводящую сеть и маркетинговые службы в России - начиная от Смоленска и завершая Приморским краем.