Один из главных итогов прошедших переговоров в том, что уже 10 из 20 стран, которые прежде всего заинтересованы в торговом сотрудничестве с Беларусью, практически проголосовали "за". Соответствующие документы скорее всего будут подписаны в нынешнем году. Государства, с которыми режим торговли в основном согласован, пока не разглашаются - таковы правила игры. Но известно, что это прежде всего страны СНГ, с которыми Беларусь находится в зоне свободной торговли.
Еще одна группа государств, которые не являются для Беларуси сколько-нибудь весомыми партнерами, но поддержкой которых необходимо заручиться, пока занимают выжидательную позицию. Их "да" или "нет" будет зависеть от того, насколько успешно продвинутся переговоры с теми, кто занимает в ВТО лидирующее положение. Среди прочих - США и ЕС. По словам А. Михневича, с ними переговоры "не продвинулись столь далеко". Белорусская сторона не хотела бы искать причины в политике - это противоречит основополагающим принципам ВТО, но, подчеркивает А. Михневич, "она здесь, наверное, косвенно присутствует". Многие белорусские экономисты, впрочем, считают, что далеко не косвенно. По их мнению, именно политическая составляющая в отношениях республики с Вашингтоном и Брюсселем может отодвинуть вступление Беларуси в клуб на самое неопределенное время.
Впрочем, жесткая позиция по отношению к Беларуси со стороны, скажем, Евросоюза вовсе не значит, что все его члены придерживаются такой же стратегии. А. Михневич отметил тот факт, что за присоединение республики к ВТО выступают такие страны ЕС, как Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и Германия. Исходя из этого, видимо, и собирается правительство строить стратегию переговорного процесса в ближайшем будущем. То есть помимо Женевы, где расположена штаб-квартира ВТО, направить двусторонние переговоры в европейские и заокеанские столицы - в Брюссель, Вашингтон, а если возникнет необходимость, то и в Торонто, и в Токио... Как показывает практика, там формируются не только технические параметры вступления в ВТО, но и общие отношения между странами. Единственный вопрос - хватит ли у переговорщиков гибкости и взаимопонимания. Достаточно только одного голоса "против", например со стороны США, и процесс будет заморожен.
Судя по всему, в правительстве это понимают. Поэтому на интересующий журналистов вопрос - когда же наступит время окончательного решения? - с ответом не спешат. По словам А. Михневича, важен не столько факт получения членского билета, сколько сам процесс присоединения. Привести страну, находящуюся в переходном периоде, к нормам и правилам торговли, принятым в цивилизованном мире, - процесс трудный и длительный.
Впрочем, с технической точки зрения, как было отмечено на переговорах в Женеве, Беларусь добилась определенных успехов. Прежде всего это касается законодательной базы. С 1 июня в республике вступает в силу закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Он, как считают в Минске, полностью соответствует правилам ВТО и является базой для приведения в порядок законодательных актов низшего уровня - в правительстве, министерствах, ведомствах.
Положительные сдвиги наблюдались и на заседании по сельскому хозяйству. Это прежде всего касается "желтой корзины" - сумма средств, которую государство намерено тратить на поддержку сельского хозяйства. На протяжении ряда лет в Белоруссии она сложилась вполне определенно: 500 миллионов долларов. Эти деньги показались многим членам заседания достаточно обоснованными. В том числе и таким "зеленым государствам", как Австралия, где сельское хозяйство является основной частью экспорта. Главное пожелание - зафиксировать сумму в национальной валюте. Это не так безобидно, как кажется на первый взгляд: учитывая уровень инфляции, через несколько лет средства на поддержку белорусского села будут ополовинены. Поэтому Белоруссия предлагает рассчитать поправочный коэффициент, который бы учитывал уровень инфляции.
Впрочем, на заседании рабочей группы были заданы и принципиальные вопросы, интересующие всех членов ВТО. Например, о чрезмерной жесткости таможенных процедур, о праве золотой акции, об институте спецэкспортеров, о нетарифных ограничениях по импорту... Но если в части, скажем, таможенного режима Белоруссия обещает изменить ситуацию в ближайшее время (разумеется, это никак не коснется откровенной контрабанды и злостных нарушителей), то на либерализацию тех же таможенных пошлин понадобятся годы. Беларусь некоторое время намерена поддерживать своих производителей и другими протекционистскими мерами. По словам А. Михневича, требуется переходный период, в течение которого предприятия, особенно те, которые выращены в искусственных условиях, должны либо освоить правила принятой в ВТО открытой конкуренции, либо погибнуть. В принципе о том же - о необходимости подогнать национальную экономику под ВТОшные лекала - не раз говорил и Президент Беларуси. Для Минска путь в ВТО - не разовая политическая акция, а долгосрочная экономическая стратегия.
Поэтому реформы белорусскую экономику ждут в любом случае. Но и медлить с вступлением в ВТО нельзя. Для Минска принципиально важно, что присоединение к организации России, которая является его главным торговым партнером, - вопрос в принципе уже решенный. Когда это произойдет - а произойдет уже скоро, - белорусские товары на российском рынке окажутся в жесткой конкуренции с хлынувшим в Россию импортом. От него же придется защищать внутренний рынок, что связано с большим числом нетарифных ограничений. Сегодня о масштабах последствий "разноскоростного" вступления в ВТО трудно судить даже специалистам, но возможную опасность они угадывают шестым чувством. И не случайно в Сочи Владимир Путин и Александр Лукашенко заявили о готовности не мешать друг другу. Это же прописано в соглашении на уровне ЕЭП. Примечательно и то, что Россия не собирается резко увеличивать для Союзного государства и цены на энергоносители. Это, безусловно, поддержит конкурентоспособность белорусской экономики на так называемый переходный период.
Тем не менее многие белорусские специалисты считают, что отрицательные последствия будут меньшими, если интервал между вступлением двух стран в ВТО составит, скажем, год-полтора. Больше - хуже.