09.06.2005 23:00
    Поделиться

    Дача, где живет бомонд

    ...Жара. Лето. Хочется за город. Там зацвели ландыши, жасмин и пионы, полез из земли лук на грядках... Пора перебираться на дачу: варить варенье, собирать грибы и ягоды. Но дачи у всех разные...

    Родовые гнезда

    На дачи московская интеллигенция устремилась в XIX веке. Первые дачи строились за городскими заставами, например, за Калужской, где ныне шумят площадь Гагарина и Ленинский проспект.

    Модным дачным местом считалось Покровское-Стрешнево - охраняемый поселок из 22 деревянных домов, куда охотно приезжали знаменитости. В 1856 году на даче врача придворного ведомства Берса писатель Лев Толстой познакомился со своей будущей супругой - дочерью Берсов Софьей. По соседству проживал еще один знаменитый дачник - врач Сергей Боткин.

    В начале ХХ века отдыхающих стало больше. Летом в Покровское-Стрешнево часто наведывались актеры Художественного театра. На других подмосковных дачах отдыхали в Болшеве и Валентиновке Антон Чехов, Исаак Левитан, Константин Коровин. На этюды в Загорянский любил приезжать Василий Поленов со своими учениками.

    В списке кратовских дачников фигурирует не одна знаменитая фамилия: Сергей Эйзенштейн, Сергей Прокофьев, Валентин Берестов - перечислять можно долго. По сей день в Кратово приезжают отдыхать актриса Валентина Талызина, фигуристы Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин.

    Болшево и Валентиновка традиционно считаются местами отдыха творческой интеллигенции. В разное время тут жили и работали Константин Станиславский, Борис Пастернак, Анна Ахматова, а в 1939 году после возвращения из Парижа местной дачницей стала Марина Цветаева.

    Почти сто лет назад первые дачники поселились в поселке Загорянский. До 1909 года эта территория была заболоченной лесной местностью, но владельцы земли, помещики братья Кисель-Загорянские, решили, что она подходит для строительства дач. К 1912 году в новом поселке было продано около 30 участков, в 1920-м на 13 улицах-просеках Загорянки стояло 60 домов, до войны здесь находилась танцплощадка. Здесь были дачи Юрия Никулина, Михаила Жарова, Николая Озерова, ныне здравствующих - Владислава Третьяка, Алана Чумака.

    По Дмитровке популярны Луговая и Трудовая. Луговая особо любима москвичами, спрос на любую недвижимость здесь всегда велик, а цены колеблются от четырех до $5,5 тыс. за сотку.

    Пик загородного строительства пришелся в послевоенные годы. Советская творческая элита получала под застройку земли вблизи столицы. Стала возникать особая клановая дачная элита. О том, что подобное может внезапно закончиться, старались не думать. Дачи "врагов народа" пустовали, но дети, а затем и внуки, "ревностно охраняли привычный с пеленок быт от вторжения посторонних". Сегодня обитатели старых дачных мест иногда сознательно отказываются реконструировать поселковые дороги, чтобы не привлекать шумную публику на "мерседесах".

    Госдачи

    Барвиха - традиционная загородная резиденция первых лиц государства. Первопроходцем в этом смысле по праву можно считать вождя мирового пролетариата Владимира Ульянова-Ленина, ведь, согласно воспоминаниям его сестры, именно сюда Ильич приезжал, "чтобы подышать свежим воздухом в свободный день...". В марте 1935 года в Барвихе открылся санаторий Совмина СССР, а вскоре в окрестностях здравницы, как грибы после дождя, выросли номенклатурные дачи. Несмотря на сногсшибательные цены ($20 - 35 тыс. за сотку), землю в Барвихе купить непросто. Выставляемая на продажу недвижимость реализуется в считанные дни.

    Похожая ситуация сложилась и в соседней Жуковке. В 1930-е годы Жуковка по ряду причин приглянулась руководству всесильного НКВД, и вскоре все "подозрительные" и "неблагонадежные" местные жители были сосланы на Колыму, а их дома превратились в дачи высокопоставленных чинов этого ведомства. Здесь жил и нарком НКВД Николай Ежов. В советское время в лесных угодьях Жуковки выросли поселки Совета Министров СССР и ЦК КПСС с добротными двухэтажными дачами и развитой инфраструктурой. Позже небольшой поселок построили для себя советские академики. Например, в разные годы тут отдыхали академик Андрей Сахаров и министр культуры СССР Екатерина Фурцева.

    На Николиной Горе, что неподалеку от Барвихи, живет нынешняя творческая элита - от Михалковых до Башмета, от Николая Петрова до Александра Малинина, перешедшего на классические романсы - попсе здесь нет места. Попса обосновалась в Крекшине.

    В Переделкине живут известные современники - писатели, поэты, музыканты и спортсмены, деятели театра и кино. Среди них Николай Добронравов и Александра Пахмутова, пианист Лев Оборин, футболист Андрей Старостин. Сегодня добротный дом площадью 150 кв. м на участке в 18 соток с вековыми соснами можно купить за $450 тыс. Почти вдвое ниже оцениваются земельные наделы в поселке Фрунзевец, сотка стоит $4-5 тыс. Наиболее известные жители здесь - Альберт Макашов и Кира Прошутинская.

    В ближайшие годы тенденция к росту цен на недвижимость в старых дачных местах сохранится. Специалисты связывают это прежде всего с ограниченным количеством предложений.

    Но пока дачники будут изо всех сил продлевать жизнь старых дач, более состоятельные граждане возьмутся за строительство новых. К примеру, Дарья Донцова строит новый дом в родном Переделкине, где все старушки ее знали еще как Глашу...

    Поделиться