Роман Арсена Ревазова "Одиночество-12" - первый успешный опыт "евроромана"

 

Ситуация эта сложилась не от хорошей жизни: средний уровень в отечественной прозе освоен крайне слабо. На рынке доминируют дешевые поделки вроде Донцовой и Поляковой, а сложные, не рассчитанные на широкого читателя романы держат оборону в "толстожурнальных" резервациях. Ждать настоящего российского бестселлера вроде "Священной книги оборотня" Пелевина, "Алмазной колесницы" Акунина или "Искренне вашего Шурика" Улицкой приходится порой по полгода, а список людей, способных подобный бестселлер породить, хорошо известен и, увы, крайне невелик. И потому каждый новый в нем фигурант буквально на вес золота.

Появление такого автора, как Арсен Ревазов, дебютный роман которого "Одиночество-12" на днях вышел в издательстве Ad Marginem, было закономерным и предсказуемым. Никто не сомневался: рано или поздно найдется в российской литературной среде человек, способный переварить Харуки Мураками, Дэна Брауна, Артуро Переса-Реверте, грамотно адаптировать их приемы к российским реалиям и создать на этой основе качественный "евророман" с богатым рыночным потенциалом. Однако предположить, что с первой же попытки этому автору удастся, говоря языком боулинга, выбить страйк, было сложно. И вот тем не менее бывает и такое.

Трое друзей - Антон, Иосиф и Матвей - поражены внезапной смертью четвертого: Илья по прозвищу Химик найден в собственной квартире с отрезанной головой и незажженной свечкой в руках. Вслед за Химиком умирает его жена Лиля - все вроде бы указывает на самоубийство, однако кое-какие детали вызывают недоумение. И, наконец, третье звено в зловещей цепи: владелец пиар-агентства Иосиф получает странный заказ - он должен всеми силами продвигать в прессе слова "калипсол", "одиночество", "Дейр-эль-Бахри", а также число "222461215". То, что все эти события взаимосвязаны, героям и читателям становится понятно практически сразу, однако для того чтобы узнать, какого рода эта связь, первым придется пережить умопомрачительные приключения, а вторым - как минимум на сутки отказаться от работы, еды и сна. Древняя и страшная секта, ведущая свою родословную от женщины-фараона Хатшепсут, и общая камера "Матросской Тишины", кардинал Ратцингер в Ватикане и безымянный коптский священник в Иерусалиме, монастырь на берегу Белого моря и подмосковный дурдом, казино "Голден Пэлас" и коктебельская дискотека - вот основные вешки, отмечающие ключевые пункты в романе Ревазова. А еще многочисленные и крайне уместные реверансы Эко и Реверте, историческая и географическая экзотика, злободневные анекдоты, узнаваемые типажи и головоломный кульбит в самом конце - словом, все составляющие отличного "евроромана".

При всех достоинствах "Одиночества-12" назвать его хорошей литературой будет, пожалуй, преувеличением. Да, собственно, создание шедевра высокой прозы и не входило в список авторских приоритетов - идея Ревазова одновременно и скромнее, и амбициознее: предложить российскому читателю высококачественный бестселлер отечественного производства - честный аналог "Кода да Винчи" и "Клуба Дюма". И в этом качестве "Одиночество-12", безусловно, следует считать колоссальным успехом: дебютная книга Ревазова держит читателя в напряжении до последней страницы не хуже Реверте, а качеством письма заметно превосходит разрекламированный бестселлер Дэна Брауна.