Второе в этом году заседание совета Россия - НАТО прошло вчера в Брюсселе. Нашу страну на саммите представлял министр обороны Сергей Иванов.
Еще по дороге в бельгийскую столицу он предупреждал: "Ждать революционных решений не приходится. Это рутинная, но необходимая работа - официальные переговоры и неофициальные встречи". Переговаривался и встречался Иванов в том числе со своими давними знакомцами - министрами обороны США, Франции, Германии, а также генсеком НАТО Яапом де Хооп Схеффером. Предметом обсуждения традиционно стали три главные темы - оперативная совместимость российских и натовских войск, борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения и ситуация в "горячих" точках мира.
Оперативная совместимость - та область, где достигнут наибольший прогресс. Появился даже документ с красноречивым названием "Военно-политические указания по повышению оперативной совместимости войск (сил)". Совместные учения, взаимодействие при спасательных операциях на море, контртеррористические операции наподобие "активных усилий" на Средиземноморье внушают оптимизм. Но и здесь не все гладко. Например, на днях появилась информация о намерении распространить антитеррористическую деятельность альянса на Черное море. С этим не согласны в Минобороны России. Вчера Сергей Иванов подтвердил неизменность нашей позиции: безопасность в регионе способны обеспечить участники программы "Блексифор", куда включились государства, имеющие выход к Черному морю, в том числе наша страна.
Борьбу НАТО с терроризмом Россия поддерживает. Но Москву беспокоит стремление блока перейти от задач к функциям. "Другими словами, НАТО все чаще проявляет себя вне зон своей ответственности", - объяснил ситуацию "РГ" высокопоставленный источник в российском военном ведомстве.
Наглядный пример такой трансформации - позиция НАТО в связи с недавними событиями в Узбекистане. Уже достоверно известно, что волнения там спровоцировали с территории Афганистана, а среди убитых и задержанных в Андижане было около полусотни иностранцев. По идее, главное теперь - разобраться, кто инспирировал беспорядки. Узбекское руководство этим занимается и даже подключило к расследованию проживающих в республике представителей иностранных государств. А НАТО настаивает на неком "всеобъемлющем международном расследовании".
- Делается это не для поимки виновных, а для "наезда" на президента Каримова, - уверяют независимые эксперты. - Если вслед за Киргизией политическая нестабильность накроет Узбекистан, в первую очередь это скажется не на государствах блока, а на ближайших соседях, в том числе - России.
Ирак и Афганистан четко показали, как может аукнуться иностранное вмешательство: там моментально активизировалась террористическая деятельность. Понятно, что Россия вынуждена не только отслеживать такие тенденции, но и адекватно реагировать на них. Кстати, вчера Сергей Иванов подтвердил, что в ближайшие дни состоится первое заседание Межведомственной комиссии по нераспространению оружия массового уничтожения и ракетных технологий, которую он возглавляет.
- По Указу президента впервые нам вменено в обязанность проводить мониторинг по всему миру, - подчеркнул министр. - Его результаты лягут в основу двух докладов - открытого и закрытого, содержащего секретную информацию о распространении по свету оружия массового уничтожения.
Говоря о совместных действиях в "горячих точках", Иванов сказал о том, что Россия в октябре может направить в Судан четыре транспортных вертолета Ми-8МТ с экипажами и обслуживающим персоналом до 120 человек.
Иванов заявил, что в 2006 году в Пскове Россия готова провести учения сил спецназа РФ и НАТО. Он предложил коллегам из НАТО "расширять географию совместной боевой подготовки и увеличивать ее практическую отдачу".
Юрий Гаврилов
БРЮССЕЛЬ