Накануне, как водится, среди фестивальной публики ходили самые разные слухи. Хотя фильм Лунгина и называли среди фаворитов, здешние всезнайки утверждали, что велики шансы и у дебютной ленты "Первые на Луне" Алексея Федорченко, и у фильма "4" Ильи Хржановского - снят по сценарию скандально известного Владимира Сорокина, и у "Ночного продавца" Валерия Рожнова. Но победил "тяжеловес", а молодежь удовольствовалась более скромными призами.
К примеру, лента "Первые на Луне" - фантастическая история о "засекреченном" полете советского космонавта в сталинскую эпоху - была отмечена специальным призом Гильдии кинокритиков. Эта же картина удостоилась еще одной награды - "За лучший дебют".
Специальные призы от членов жюри разошлись следующим образом. Приз имени Микаэла Таривердиева "За лучшую музыку" достался композитору Андрею Сигле, "звуковому оформителю" конкурсной ленты "Удаленный доступ". Лучшим сценаристом с вручением приза имени Григория Горина был признан Геннадий Островский, написавший фабулу "Бедных родственников". Илью Хржановского тоже отметили: его фильм, который, по словам одного из фестивальных "судей" Романа Балаяна, "был идеологически неприемлем для жюри", все же наградили призом "За яркий и жесткий прорыв в кинематограф".
Дальше случилось уж совсем неожиданное. Жюри приняло беспрецедентное решение: поделить приз за лучшую мужскую роль между Никитой Михалковым за фильм "Статский советник" и Константином Хабенским за все тех же "Бедных родственников". А вот с женской частью актерского цеха обошлись жестко: не наградили никого.
Главным "именинником" церемонии награждения был, конечно, Лунгин. На сцену его вызывали не раз - и одного, и с киногруппой. Режиссер в конце концов дошел до нужного эмоционального градуса, чтобы произнести такую речь:
- Может, это самый счастливый момент в моей жизни. На родине я еще не получал ни одного приза. Спасибо всем, кто помогал мне, кто шел рядом на грани фола. Необходимость любви - это главный смысл нашего фильма...
Счастливый Лунгин тут же получил еще один приз: мэр Сочи Виктор Колодяжный вручил его "от имени губернатора Краснодарского края Адександра Николаевича Ткачева". Не простой был приз, денежный, "на новую картину".
- Так вовремя, - порадовался режиссер. - Видно, придется снимать еще одну версию "Кубанских казаков".
Были на фестивале и другие награды. В конкурсе "Короткий метр", где, как уже видно из названия, показывают в основном дебютные короткометражки, главная досталась сибиряку Эдуарду Парри за фильм "Двое", маленькую историю о взаимоотношениях деда и внука.
Организаторы фестиваля Александр Роднянский и Игорь Толстунов уже на закрытии стали делиться планами на будущее. "Кинотавр" станет еще более "мускулистым", жестким, будет активно продвигать отечественные ленты по стране и за рубежом. И в то же время независимым от вмешательства бизнеса и менеджмента в определении лучших картин: это прерогатива только творческих людей, жюри. Вот и о нынешнем решении "судейской коллегии" во главе с Галиной Волчек, как заверили Роднянский и Толстунов, они узнали лишь накануне церемонии.
Основатель фестиваля Марк Рудинштейн, как и было оговорено, на "Кинотавре" не появился. Однако, как оказалось, он все время был рядом: корреспондент "РГ" нос к носу столкнулся с Марком Григорьевичем всего в трехстах метрах от главной фестивальной площадки, на набережной у старейшей сочинской гостиницы "Приморская".
Рудинштейн, устроившись на лавочке, с благостным видом наблюдал, как солнце садится за морской горизонт. Впрочем, у него есть уважительная причина для приездов в Сочи: в августе открывается фестиваль "Лики любви", переезжающий в "летнюю столицу", кроме того, у отца "Кинотавра" много хлопот и с созданием здесь фестивального центра, идею которого он вынашивает не первый год. Кинематографическая составляющая жизни главного российского курорта идет вширь...