В такой ситуации выход на целевое значение инфляции (110 процентов) является проблематичным. Можно ожидать, что уровень инфляции к концу года составит 111,5-112 процентов.
Превышение инфляции над целевым уровнем - в основном результат скачка цен в первом квартале.
С места в карьер
Повышение административно регулируемых тарифов - прежде всего на услуги жилищно-коммунального хозяйства - стало главным фактором выхода инфляции за пределы "бюджетного коридора". Их рост, составивший в январе - апреле 128,5 процента (для сравнения: в целом за 2004 год - 123,3 процента), обусловил повышение индекса потребительских цен за этот период на 2,2 процентных пункта.
Что же послужило причиной резкого взлета коммунальных тарифов?
В первую очередь, повышение уровня платности услуг ЖКХ, связанное с постановлением правительства РФ от 26.08.2004 г. N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", которым был установлен стандарт уровня платежей за жилье и коммунальные услуги в размере 100 процентов федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Во-вторых, плановое, заложенное в тарифы предприятий ЖКХ, повышение цен (тарифов) на продукцию естественных монополий, дополненное устранением перекрестного субсидирования, что все последние годы обуславливает ускоренный рост тарифов для населения. Так, в 2004 году, по данным РАО "ЕЭС России", темп роста энерготарифов для населения составил 117,2 процента против 107,4 процента для промышленных потребителей.
В-третьих, локальный монополизм предприятий ЖКХ, низкая прозрачность их деятельности, что создает базу для необоснованного завышения затрат и, соответственно, предложений по повышению тарифов. Так, несмотря на ускоренный рост тарифов, предприятия ЖКХ закончили прошлый год с убытком в 4,4 миллиарда рублей, причем убыточными были 58 процентов предприятий.
Вторая, после сферы ЖКХ, ценовая болячка - продолжающееся удорожание мяса и птицы. Рост цен на них добавил в январе - апреле к общему уровню инфляции 0,8 процентных пункта. Тут свои причины. Начнем с сохраняющегося интенсивного роста закупочных цен в животноводстве. При этом до сих пор не преодолен разрыв между удорожанием комбикормов (спровоцированном, в свою очередь, скачком цен на зерно в неурожайном 2003 году) и ростом закупочных цен на скот и птицу. Так, с начала 2003 года цены на комбикорма увеличились в 1,6 раза, а закупочные цены на скот и птицу - в 1,4 раза.
Не прошло бесследно и удорожание бензина, обусловившее рост транспортной составляющей в цене мяса.
Наконец, сказался низкий уровень конкурентности локальных рынков мяса и мясопродуктов. Что связано, с одной стороны, с ужесточением политики квотирования импорта мяса в 2004 году, с другой стороны - усилением концентрации бизнеса в этой сфере.
Не совсем традиционно вели себя и цены на плодоовощную продукцию. Ее удорожание в первые месяцы года существенно превышает сезонную динамику и в целом за январь - май составило 136,1 процента против 108,7 процента в январе - мае 2004 года. Сезонные факторы были усилены ростом цен на бензин в 2004 году и последствиями тогдашнего низкого урожая овощей и картофеля.
Что касается расширения денежного предложения, то уровень монетарной инфляции составил за январь - май 102,9 процента. Это несколько ниже отметки прошлого года и вполне соответствует при прочих равных условиях траектории, обеспечивавшей выход на целевой уровень инфляции.
111 процентов: и квоты, и пошлины
Тем не менее в нынешнем году, на наш взгляд, сохраняется принципиальная возможность ограничить инфляцию уровнем 110,5-111 процентов. Что для этого необходимо?
Прежде всего осуществить ряд действий по сдерживанию немонетарной инфляции на отдельных рынках. Для этого обеспечить умеренный рост цен на автомобильный бензин (не более 110-111 процентов за год) за счет активизации антимонопольной политики на отдельных региональных рынках и проведения более гибкой таможенной политики (введение сезонной экспортной пошлины или сезонных ограничений на экспорт).
Кроме того, ослабить ограничения на импорт мяса на российский рынок. А также не допустить скачка цен на зерно нового урожая (товарные интервенции и т.д.).
Годовой темп роста денежной массы (М2) должен составить 29-30 процентов за год, то есть приблизительно на 2 процентных пункта ниже, чем ожидается по складывающейся тенденции.
110 процентов: крепнущий рубль убьет экспорт
А можно ли удержать темп роста потребительских цен на годовом уровне в 110 процентов? Это связано в основном с уменьшением монетарной инфляции. Что, в свою очередь, можно добиться двумя способами - через укрепление рубля и за счет усиления стерилизации денежного предложения. Оба сопровождаются чрезмерными рисками и потому, на наш взгляд, неприемлемы.
Потенциал дальнейшего укрепления рубля фактически отсутствует. Больше того, по сути на повестке дня стоит вопрос о некотором ослаблении курса.
Даже при сохранении инерционной динамики обменного курса рост реального эффективного курса рубля составит около 10 процентов за год. Это рекордно высокий темп за последние четыре года.
При этом он на два процентных пункта превосходит уровень, заявленный в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 г." в качестве предельно допустимого. Такой темп роста реального курса находится на пределе возможностей российских предприятий адаптироваться к усилению конкуренции. Индикатором этого является существенное опережение роста реального обменного курса динамики производительности труда, которая увеличивается на 5-7 процентов за год.
При дальнейшем укреплении рубля вполне реально снижение ценовой конкурентоспособности российской продукции и ее вытеснение с рынков непродовольственных потребительских товаров и ряда других.
В такой ситуации основным средством радикального снижения темпов инфляции становится сдерживание роста денежной массы.
Для того чтобы снизить годовую инфляцию до 10 процентов за год, динамика денежной массы должна быть снижена приблизительно на 8 процентных пунктов, до 23-24 процентов за год. Цена вопроса: сильное падение ликвидности банковской системы; снижение расходов консолидированного бюджета до уровня, не позволяющего в полной мере реализовать социальные обязательства, связанные с реформой системы предоставления льгот.
С учетом сложившейся эластичности денежной массы от расширения денежной базы возникнет необходимость снизить динамику денежного предложения как минимум на 20 процентных пунктов - всего до 8 процентов за год. Это означает, что надо дополнительно подвергнуть стерилизации 600-650 миллиардов рублей.
Ценой такой стерилизации станет резкое падение ликвидности банковской системы - с 26 процентов в начале 2005 года до 13 процентов к его концу. Это существенно ниже уровня, сложившегося в банковской системе накануне прошлогоднего локального кризиса, и весьма близко к уровню в момент кризиса 1998 года. Соответственно во втором полугодии существенно возрастет риск дестабилизации банковской системы.
Повестка на 2006-й: нерешенные задачи
Ключевой задачей сегодня становится создание "задела на будущее": снижение потенциала монетарной инфляции в 2006 году.
Это предполагает решение двух задач.
Во-первых, сдерживания (не выше общих темпов роста потребительских цен) динамики тарифов на электроэнергию. При этом реформирование РАО "ЕЭС России" потребует новых механизмов определения тарифов, позволяющих обеспечивать баланс между инвестиционными потребностями региональных энергокомпаний и удорожанием электроэнергии для населения (с учетом устранения перекрестного субсидирования).
Во-вторых, большей прозрачности формирования тарифов на услуги ЖКХ, позволяющей избегать их необоснованного повышения. И, конечно, применения в отношении организаций ЖКХ - региональных монополистов - антимонопольных мер.