Если город Оху и Северо-Курильск соединить по географической параллели единой линией, то получится треугольник, вершиной которого будет Япония. Жители Курильских островов одинаково удалены от обоих государств или приближены к ним, и эта географическая данность становится экономической определяющей.
Постоянное сравнение качества жизни в ту или иную пользу — дело для курильчан обычное. Отсюда до Москвы далеко. Даже до областного центра и то неблизко: острова разделены Охотским морем. Например, делегация депутатов побывала в рабочей командировке на Южных Курилах впервые за всю историю Сахалинской областной думы! Случилось это в начале лета. Вместе с ними в поездке побывал и руководитель дирекции по реализации федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Евгений Федорович. Проверялась реализация программы, которая должна завершиться к концу года. По общему признанию депутатов, впечатление от посещения островов — удручающее. Всего лишь 18 процентов от положенного финансирования выделили под программу, но и эти средства были «зарыты в землю». Такой вывод сделали сахалинские депутаты.
Курилы превратились, как они выразились, в экспериментальную площадку по отмыванию денег. Строительство начинается, причем, выбирается дорогостоящий вариант — роскошный Дом культуры, большая школа, для которой в районе нет столько учеников — а затем останавливается. Ржавеют, приходят в негодность недостроенные объекты… Объем незавершенки — два миллиарда рублей. В Южно-Курильске нет Дома культуры, ни одного спортзала, отсутствует «скорая помощь». На Шикотане нет морга. Школы, библиотеки, квартиры по-прежнему в ветхих, пострадавших от землетрясения 1994 года зданиях… Ветряки, геотермальные станции, задуманные для решения энергетической проблемы, или вообще не работают, или решают проблему лишь частично. Геотермальные станции к тому же вредят окружающей среде — от испарений деревья окрест стоят мертвые.
— Жителям села Головнино надо медали за живучесть дать, — рассказывает один из депутатов. — Это то село, где несколько лет торчит неработающий ветряк и один киловатт электроэнергии стоит дороже, чем в Южно-Курильске, в котором самый высокий в области тариф — 3 рубля 59 коп.
Если оставить душераздирающие картины, то из клубка экономических проблем депутаты вычленили три главные, требующие немедленного решения.
Первая — транспортная. С нее, а не с производственных и культурных проблем надо было начинать, когда осваивались средства. Тогда само строительство было бы дешевле. А пока, поскольку нет пирса, каждая тонна разгрузки на рейде стоит 700 рублей.
Добраться до Южно-Курильска можно практически одним способом — теплоходом «Игорь Фархутдинов». На самолеты из-за погодных условий нет надежды. Представительный десант сам в этом убедился, сдав на обратном пути билеты на самолет и отправившись по морю. Убедился он и в том, как небезопасна посадка с плашкоута на судно (а в шторм, а с детьми?!).
Вторая проблема, обозначенная депутатами — экологическая. Но они считают, что во многом виновата муниципальная власть. Например, не может организовать уборку мусора. Не федеральные ведь чиновники загадили острова?
И наконец, третья — до сих пор не ликвидированы последствия землетрясения. Люди живут, учатся, работают в аварийных домах. Вместо того, чтобы возводить легкие модульные сооружения, которые сразу бы начали давать отдачу, деньги вкладываются в капитальное строительство, которое морально и технически устаревает в процессе длительного строительства и так и не завершается.
Зато силы местных чиновников исполнительной и законодательной власти хорошо задействованы на обслуживании заграничных гостей. В чем представительный десант смог убедиться воочию, поскольку их посещение совпало с визитом губернатора и председателя префектурной ассамблеи Хоккайдо. Высокопоставленные японские гости на официальном мероприятии под названием «Диалог с местным населением на заданную тему» задали такую: устраивает ли вас социально-экономическая ситуация на северных территориях и возможно ли здесь совместное проживание россиян и японцев? Депутатов это возмутило, как и то обстоятельство, что они не увидели на официальных зданиях ни одного флага с символикой области, зато японские флаги были повсюду.
Политическому перекосу способствует и наше непродуманное законодательство, затрудняющее жизнь на островах. Вот пример. В 2002 году в Южно-Курильский район не завезли для отопительного сезона около двух тысяч тонн топлива. Выручили японцы, предоставив тысячу тонн в порядке гуманитарной помощи. Но наше государство принимает закон, по которому топливо не может являться гуманитарной помощью, после чего таможенники приравнивают его к коммерческому товару и требуют пошлину. А пока — в уплату налогов — арестовывается весь транспорт районного самоуправления. Сам мэр передвигается по вверенной ему территории на арендованном автомобиле.
Показательно, что к приезду представительной законодательной власти жители отнеслись с прохладцей. Ажиотажа на приемах у народных избранников не наблюдалось. И действительно, кто только за последние годы из министров и президентов на Курилах ни побывал, какие только обещания не давались…Сейчас, после возвращения, депутаты горят желанием провести независимую проверку областных и муниципальных средств, использованных по федеральной программе, создать постоянно действующий орган по Курилам в структуре областной администрации и в областной думе. «Вот ведь перекос, — возмущаются они. — В администрации Хоккайдо существует целое управлении по делам северных территорий, а мы в своей области такого органа не имеем».
Мнение |
Татьяна Якимова, жительница Южно-Курильска, депутат районного собрания
— Острова — это ведь огромная, прилегающая к ним акватория, где идет постоянная добыча рыбы и биоресурсов. Ни на какие поступления в бюджет от промысла нечего рассчитывать, мы будем медленно умирать.Я уже несколько лет возглавляю комиссию по безвизовому обмену, была в Японии, бессчетное количество раз принимала японцев у себя. Вопрос о северных территориях поднимался на этих встречах неоднократно. Надо уметь проживать совместно. Пусть наши государства создадут для этого базу. Будем жить, вместе владеть территорией, вместе строить экономику.Меня часто, особенно когда выбираюсь за пределы района, спрашивают: ведь нищета же на ваших Курилах, что вы так за них цепляетесь? Действительно, когда, например, отключают электроэнергию, а ее отключают часто, как-нибудь впотьмах да и скажешь: да хоть бы отдали нас японцам — не мучили! Но я считаю Курилы своей родиной и люблю ее. Вот вы смотрели сериал «Московская сага»? Уж как немилостиво к этой семье было государство, за что, казалось бы, им Родину любить? А они любят, и мы даже вопросом не задаемся: «За что?».
Между тем |
Президент России Владимир Путин издал распоряжение по оперативному решению проблем социально-экономического развития Курильских островов. Как сообщили в управлении пресс-службы и информации администрации Сахалинской области, это, по словам главы государства, «один из приоритетов в деле обеспечения внутриполитической стабильности и укрепления внешнеполитических позиций Российской Федерации». Результаты работы в этой сфере Владимир Путин назвал неудовлетворительными. В своем распоряжении на имя председателя правительства РФ Михаила Фрадкова президент просит представить комплексные предложения по радикальному исправлению ситуации. Особое внимание уделить реализации в кратчайшие сроки конкретных социально значимых проектов, развитию производственной инфраструктуры. Срок исполнения распоряжения — 1 августа. В свою очередь председатель правительства РФ Михаил Фрадков поручил министерствам представить согласованные предложения с проектом доклада президенту до 1 июля.