Краска с сюрпризом
Обычно о работе наркополицейских мы судим по эпизодам в теленовостях и криминальным заметкам в газетах. И, естественно, возникает вопрос: отчего дельцов ловят, а число наркоманов в крае не уменьшается? С этим вопросом корреспондент "РГ" отправился в структуры краевого наркоконтроля.
При незаконных плантациях создаются целые временные поселки с "лимитой": рабочую силу хозяева предпочитают привозить с Севера.
– Рейды по дискотекам, компьютерным клубам и прочим увеселительным заведениям серьезно ситуацию не меняют, как и поимка мелких торговцев, хотя все это тоже составная часть работы краевого УФСКН России, созданного два года назад, – считает Сергей Пупыкин, заместитель начальника оперативной службы краевого наркоконтроля. – Ну, нашли у кого-то в кармане грамм героина или пять колес амфетамина. Дальше что? Нужно искать главных распространителей, а не ловить мелкую рыбу. А крупная идет, как правило, из-за границы.
Не так давно краснодарские наркополицейские задержали учительницу музыки, которая торговала сильнодействующими препаратами. Начали раскручивать преступную цепочку, вычислили перевалочную базу в Туапсе и обнаружили партию гораздо больше, от турецких поставщиков. Выяснили, что ожидается еще одна крупная поставка. В морском порту Сочи контрабанду нашли в краске – наркотики плотно упаковали и "утопили" в банках. Эта была самая крупная поставка сильнодействующих веществ в Россию: 37,5 килограмма эфедрина, около 150 тысяч таблеток. Партия дурмана прибыла из Турции на корабле "Аполлония", благополучно миновав все таможни.
Слабое звено
По сводкам наркополицейских, наркотики растительного происхождения на Кубани вытесняются наркотиками синтетическими. На смену марихуане идут "тяжеловесы" – героин, эфедрон, амфетамин, которые еще разрушительнее действуют на человеческий организм и вырабатывают более сильную и быструю зависимость. Так теневой рынок реагирует на политическую ситуацию: с выводом российского погранотряда из Таджикистана оживился Афганский наркотраффик. Граница протяженностью 20 километров стала слабым звеном, и оттуда, по мнению специалистов, хлынули героин и амфетамин.
Героин и кокаин – самые дорогие наркотические вещества. Они приносят прибыль гораздо быстрее, чем та же марихуана. Сейчас один грамм героина на черном рынке стоит от 1000 до 1500 рублей. Амфетамин – 1200–1600 рублей за один грамм. Один наркоман расходует минимум грамм в день. Прибыль нетрудно посчитать. Спрос на дорогостоящий дурман растет за счет увлечения этими наркотиками так называемой "золотой молодежи" – детей состоятельных родителей. Их "подсаживают" на наркотики в ночных клубах и прочих элитных увеселительных заведениях.
С другой стороны, бичом для Кубани становится распространение дешевого зелья, которое изготавливают из семян пищевого кондитерского мака. Он поступает с территории Турции и Голландии, транзитом практически бесконтрольно идет с Украины. Потребители, как правило, малоимущие наркоманы. Ведь пакет марихуаны стоит 250 рублей, а один миллилитр экстракта маковой соломки еще дешевле – 200 рублей.
Штанга "под кайфом"
Еще одна тенденция – появление в крае так называемой "спортивной наркомании".
– В Краснодаре было возбуждено два уголовных дела против инструкторов двух известных спортивных клубов за незаконный сбыт анаболиков, препаратов для наращивания мышц, – рассказывает Валерий Миронов, сотрудник отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков. – За границей такой допинг используют дозированно, под контролем врача. Достаточно год бесконтрольно употреблять анаболики, чтобы возникла зависимость, от которой, как правило, страдают печень и почки, начинаются проблемы с опорно-двигательной системой.
Выявить тренеров-дилеров еще сложнее, чем обычных дельцов. Прежде чем предложить допинг, они внимательно изучают потенциального клиента: благо у спортивного инструктора подопечные постоянно на глазах. Пойманные за руку краснодарцы сроки получили условно: и законодательство достаточно лояльно относится к такому виду наркобизнеса, и люди оказались уважаемые в спортивных кругах. Один, к примеру, – заслуженный мастер спорта.
Кубанские наркополицейские подчеркивают: на территорию края подобные препараты тоже поставляются из-за рубежа, через перевалочные базы, расположенные в центральных районах России. Спортивные же подвалы, где происходит их основной сбыт, сейчас практически неконтролируемы.
Грядки Дуремара
Однако существует и экспорт наркотиков растительного происхождения, ведь наш край по климатическим условиям – прекрасное место для такого "агробизнеса". Годами им занимаются доморощенные наркобароны. В труднодоступных местах, особенно в горных районах, существуют целые плантации марихуаны и мака, площадь которых измеряется гектарами. В Северском районе, где кубанские наркополицейские проводили спецоперацию, была задержана большая группировка, которая выращивала зелье по всем правилам агротехники. При плантациях создаются целые временные поселки с "лимитой": рабочую силу хозяева предпочитают привозить с Севера. Привлекают и бомжей. Люди в таких поселках живут практически в землянках. Работают за миску похлебки и мизерную плату.
По словам сотрудников наркоконтроля, подобные делянки обнаружить технически непросто. Если вертолет зависнет даже на высоте 20 метров над лесным массивом, нелегальные посевы не разглядишь. Выявить все наркоплантации на территории края можно лишь при помощи космической аппаратуры. Это очень дорогое мероприятие.
Однако существует и иная "агротехника" – дельцы помельче просто подсаживают наркосодержащие растения в посевы некоторых агрофирм. Поэтому кубанские наркополицейские считают, что проблему нужно решать совместно с представителями Министерства природных ресурсов и департамента сельского хозяйства администрации Краснодарского края. Ведь для того же лесника и лесхозов не секрет, где и что растет на их участках. Борьба с наркоплантаторами требует серьезного силового обеспечения.
– Нелегальные посевы охраняются отлично вооруженными бандитами, – рассказывает Сергей Пупыкин. – Борьба идет серьезная. "Встречу" могут подготовить с гранатами, растяжками. Без помощи спецназа нам не обойтись.
Дороги, которые выбирают
Как считают кубанские наркополицейские, серьезное взаимодействие тех стран, что граничат с Таджикистаном, могло бы помочь бороться с поставками героина. Этот наркотик привозят на Кубань и с территории Казахстана. Наиболее уязвимые маршруты, по которым возможна организация каналов нелегальной поставки и транзита наркотических средств, – воздушные дороги из Самары, Оренбурга, Тюмени, Екатеринбурга. Уязвимыми остаются направления транспортных потоков из Украины, Средней Азии, Турции, Абхазии и центральной полосы России. Кубанские специалисты считают, что выход один – укреплять границы. Ведь в итоге выборочных проверок отдельных граждан в зонах приграничного, таможенного контроля задерживаются незначительные партии наркотиков. Псевдокурьеры иногда используются преступными группировками как отвлекающий маневр, а одновременно конспиративно может проходить крупная партия зелья.
В засекречивание наркотраффика дельцы вкладывают серьезные средства, ведь "крупный улов" наркополицейских несет им миллионные убытки. Успешно бороться с наркомафией под силу лишь глубоко законспирированному спецаппарату. Чтобы препятствовать наркотраффику, на Кубани была создана совместная группа с работниками краевой прокуратуры. Туапсинско-сочинская операция стала итогом такой совместной работы.
– Всем силовым структурам нужно договориться о том, как препятствовать транзиту наркотиков из-за рубежа, к примеру с Украины, – считает Сергей Пупыкин. – Границы с Таджикистаном, Казахстаном, Азербайджаном – слабые звенья, которые тоже нужно защищать. Иначе наркомания так и останется драконом, у которого отрубаешь одну голову, а вырастает другая.