Систему образования Костромской области реорганизуют

Сегодня в таких учебных заведениях обучаются от 5 до 15 детей. В рамках оптимизации этого процесса на основе экономии бюджетных средств обсуждается вариант объединения таких школ в более крупные учебные комплексы, которые будут включать в себя детский сад, начальную и среднюю школы. Предполагается, что подобные центры могут работать по интернатной системе.

Противники реорганизации утверждают, что у такого новшества есть весьма негативная оборотная сторона. Закрытие малокомплектных школ в деревнях и селах приведет к тому, что молодые семьи, имеющие детей, вынуждены будут покинуть родные места. Неизбежно возрастет число безработных педагогов. После возможного сокращения количества учебных заведений рабочих мест попросту не хватит, а если и найдутся, то главы сельских администраций окажутся не в состоянии обеспечить всех учителей нормальным жильем.

Так или иначе, власти региона всерьез обсуждали в последнее время эту проблему. На одно из недавних заседаний областной думы был даже представлен законопроект о внесении изменений в закон Костромской области о нормативах расходов, порядке (методике) расчета субвенций из областного бюджета на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений и базовом нормативе расходов местных бюджетов на организацию учебного процесса в 2005 году. Речь шла как раз о принципах содержания малокомплектных школ. Предложения решено пока отправить на дальнейшую доработку.

Добавилась к теме денежного обеспечения малокомплектных учебных заведений еще одна проблема, значение которой трудно переоценить после печально известных бесланских событий сентября прошлого года и нескольких трагедий, происшедших в стране в связи с пожарами в школьных зданиях. Речь об обеспечении безопасности детей во время учебы. Статистика свидетельствует: в течение 2003 - 2004 годов на территории области произошло 26 пожаров в учреждениях образования. Всего таковых на костромской земле четыреста восемьдесят пять. Ущерб составил 826 тысяч рублей. В огне погиб сторож одной из школ. Слава богу, обошлось без подобных трагических случаев с учениками.

Накануне старта прошлого учебного года, признает начальник отдела анализа, прогнозирования и информационного обеспечения департамента образования и науки администрации области Елена Рябкова, органы государственного пожарного надзора не приняли большинство школьных зданий. Огнеборцы были правы - федеральное законодательство требует теперь соблюдения очень жестких норм для того, чтобы не допустить повторения несчастных случаев.

Но нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что рассчитаны эти правила на новые современные школьные комплексы. Большинство образовательных учреждений в регионе, а сельские малокомплектные школы - в особенности, имеют совсем другой вид. Чаще всего это старые одно- или двухэтажные деревянные корпуса, некоторые еще дореволюционной постройки. Вот и приходится выкручиваться директорам, несущим за жизнь и здоровье учеников всю полноту персональной ответственности. Нельзя, скажем, заниматься на втором этаже деревянных хором, значит, переносят туда библиотеку и учительскую, а учебные классы располагают внизу. В зависимости от условий, приоритеты везде различны. Где-то предстоит вырыть пожарный водоем, где-то всего лишь раскошелиться на оснащение школьных кабинетов и коридоров проверенными огнетушителями, а где-то смонтировать и подключить систему противопожарных датчиков. Требуются такие меры, как молниезащита, кнопки тревожной сигнализации, телефонные аппараты с автоматическим определителем номера и другое оборудование.

Только силами образовательного ведомства со столь масштабной задачей во всей области справиться невозможно. На полное решение проблемы требуется астрономическая по сравнению с реальными возможностями бюджета сумма в 89 миллионов рублей. Сто тридцать шесть детских садов и двести семь школ нуждаются сегодня в сертификации на соответствие современным требованиям безопасности.

Для того чтобы начать системно справляться с трудностями, в регионе принята отраслевая целевая программа обеспечения безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений на 2005 - 2007 годы. Государственным заказчиком ее стала администрация области. Цель программы - создать детям и их наставникам безопасные условия, консолидировав возможности бюджетов всех уровней, повысить квалификацию преподавателей и руководителей учреждений образования.

Речь идет не об одних только возможных пожарах. Назвав документ безусловным шагом вперед, начальник областного департамента образования и науки Алексей Герасимов не мог не отметить, что истинная безопасность - это и организация охраны помещений, четкое функционирование энергетической инфраструктуры, снижение риска аварийных ситуаций и травматизма, нормальный уровень санитарно-эпидемиологического контроля.

В 2005 году документ предусматривает выделение 5 миллионов рублей на эти цели из регионального бюджета. Еще столько же должны выделить районные власти, 2 миллиона легло непосредственно на плечи департамента образования и науки. Только при соблюдении такого соотношения область вправе уповать на 3,5 миллиона рублей из федерального бюджета, пояснила Елена Рябкова. Москва намерена рассчитаться не деньгами, а современным пожароохранным оборудованием. Главное условие федеральных партнеров состоит в том, чтобы полученная техника была установлена именно в сельских школах, которые наиболее нуждаются в защите. Уже определены двенадцать основных школ в районах, которые, получив дорогостоящее оборудование, должны будут в дальнейшем подключить и нормально эксплуатировать его, но уже на основе муниципальных средств.

Но успокаиваться рано, проблема требует постоянного внимания. Особенно на селе, где пока практически нет нормальных систем пожарной сигнализации и, соответственно, оповещения людей об опасности.

В Костроме положение несколько лучше. Больше половины из сорока одной школы областного центра имеют все шансы пройти сертификацию, считают специалисты департамента образования и науки. Такие известные хорошим качеством своей работы учебные заведения, как первая муниципальная гимназия или гимназия № 15 уже сегодня практически не имеют проблем с обустройством охранных систем в своих помещениях, привлекая для этой цели на добровольной основе родительские средства.