Каждый гражданин Российской Федерации не понаслышке знает, что такое бюрократические процедуры. Ведь все мы должны получать паспорта, прописываться и регистрироваться по месту жительства, подавать налоговые декларации и т.д.
Обойдя целый ряд различных государственных учреждений для получения непонятных справок, выслушав массу комплиментов в свой адрес от чиновников и получив заветный документ, не раз подумаешь о том, как несовершенна наша государственная система по работе с населением. Неужели нельзя сделать так, чтобы, скажем, регистрация по месту проживания могла бы осуществляться в одном учреждении и не требовать получения необходимых для этого справок в других ведомствах? Только представьте себе, сколько времени, усилий и нервов было бы сэкономлено и посетителем, и чиновником.
К счастью, век информации дает положительный ответ на этот вопрос. Современные технологии позволяют не только эффективно вести учет и накапливать различные данные о гражданине, но и получать удаленный доступ к этой информации, даже если она находится в базах данных других учреждений.
Именно так будет решаться проблема учета населения в России. На сегодняшний день в стране существует 18 ведомственных баз данных, принадлежащих МВД, ФНС, Пенсионному фонду и другим госорганам и уполномоченным госорганизациям. Причем между собой эти хранилища информации никак не связаны, что приводит на практике к появлению "мертвых душ", несоответствию информации об одном и том же человеке в разных системах.
На днях Минэкономразвития России совместно с Мининформсвязи России представили свое видение решения проблемы интеграции данных по учету населения в Концепции создания системы персонального учета населения РФ.
В соответствии с основными положениями данной концепции, ведомственные базы данных, функционирующие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, будут интегрированы в единое информационное пространство посредством создания специальной информационно-технологической платформы, которая будет направлять запрос пользователя в зависимости от его содержания и уровня доступа в одну из локальных баз данных. Логическим связующим элементом станет единый для каждого человека идентификатор персональных данных, использование которого позволит обеспечить соответствие собираемых персональных данных конкретному человеку независимо от смены им своих идентификационных сведений (например, фамилии, имени и др.).
Основой создаваемой системы станет государственный регистр населения, содержащий идентификаторы персональных данных и соответствующие им первичные идентификационные данные обо всем населении страны. Регистр разрабатывается мининформсвязи уже с 2003 года и на сегодняшний день тестируется в нескольких экспериментальных зонах (в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ярославской и Калининградской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и др.). Реализацией данного проекта занимается ФГУП НИИ "Восход", разработчик ГАС "Выборы" и создатель нескольких отраслевых регистров для отдельных государственных ведомств.
Таким образом, работа по созданию системы персонального учета населения РФ фактически уже идет полным ходом, причем параллельно другим госпроектам, ведущимся в рамках ФЦП "Электронная Россия", в частности, по созданию систем электронных торгов, цифровой подписи и др. Воплощение их в жизнь предполагает, что в недалеком будущем каждый гражданин РФ сможет вести все свои взаимоотношения с государством - в том числе регистрироваться по месту жительства, становиться на учет в военкомате, оплачивать налоги и т.д. на принципах "одного окна", а в будущем вообще не выходя из дома, сидя за своим домашним компьютером. Неплохая перспектива, не так ли?