Впрочем, Андрею Фурсенко и самому хватило самокритичности, чтобы, рассказывая с думской трибуны в рамках "правительственного часа" о мерах, принимаемых правительством РФ, по созданию нормативной правовой базы для реализации прав граждан РФ в получении общедоступного и бесплатного общего образования, профессионального образования, повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг, отметить недостатки в подведомственной ему сфере.
Он признал, что "нагрузки в ходе образовательного процесса, которые выпадают на российских школьников, слишком большие и по ряду показателей превышают показатели многих зарубежных стран", что в российских вузах немало мздоимцев, что зарплата ректора подчас настолько разительно отличается от зарплаты простого преподавателя - у одного тысяча долларов, а у другого тысяча рублей, - что терпеть этого уже нельзя.
Согласился он и с тем, что выпускники сельских школ не попадают в вузы не потому, что у них нет способностей, а потому, что у их родителей нет денег. Фурсенко, как и депутаты, считает, что некоторые наши высшие учебные заведения не дают по-настоящему высшего образования, и пообещал парламентариям тщательнее проводить проверки качества обучения в вузах и "более жестко относиться и к их лицензированию, и к аккредитации".
Министр сообщил депутатам, что уже закрыты 23 филиала столичных вузов в регионах. В ближайшее время такая же участь ожидает еще 10 филиалов. Для определения качества вузовского образования и рейтинга учебных заведений, по словам Андрея Фурсенко, будут привлекаться работодатели. Они прежде всего могут свидетельствовать, насколько "успешно выпускники вузов устраивают свою судьбу". Однако, как заметил министр, есть много социально значимых специальностей - учителя, например, или врачи. Какими критериями оценивать их уровень образования? - задал Фурсенко вопрос и попросил депутатов ответить на него соответствующими законодательными нормами. Однако, признавая критику, в том числе и критику реформы российской системы образования, Андрей Фурсенко выразил сожаление, что она подчас направлена не столько против того, что делается или планируется сделать, а против того, что вокруг реформы "напридумано". Министр успокоил депутатов, заявив, что главные принципы образования в России, которое является "главным инструментом продвижения вперед российского общества", останутся незыблемыми. "Никогда в нашем ведомстве не ставился вопрос о том, что мы ратуем за введение платного среднего образования", - сказал он. Вместе с тем он добавил, что при оказании дополнительных услуг может применяться и коммерческий подход.
Однако, как заявил министр, несмотря на все гарантии бесплатного образования в России, проблемы в его получении все же существуют, и, в частности, "многие дети просто не посещают школу". "В настоящее время несколько сотен тысяч детей, а по моим данным, это более 200 тысяч, просто не ходят в школу". Андрей Фурсенко напомнил думцам, что в министерстве уже началась выработка новых стандартов образования. Кроме того, министр сообщил, что его ведомство совместно с министерством здравоохранения и социального развития и Росспортом разрабатывают ряд предложений, направленных на обеспечение здорового образа жизни российских школьников. У депутатов возникло много вопросов по поводу Единого государственного экзамена. Фурсенко согласился с теми из них, кто считает, что ЕГЭ не должен стать Единственной возможной формой поступления в высшие учебные заведения. Должна быть многовариантность.
Министр заверил народных избранников, что при реформе образования будет учитываться мнение специалистов, образовательного сообщества - и ученых, и практиков. И реформа поможет России, сохранив все лучшие достижения отечественной системы образования, войти в мировую элиту.