16.06.2005 01:00
    Поделиться

    Только 2 из 14 школьных учебников получили "добро" ученых

    Напомним, что раньше экспертиза учебников и присвоение им грифов было исключительной прерогативой министерства. В конце прошлого года был создан Федеральный совет по учебникам, который передоверил их экспертизу двум академиям - РАН и РАО. Первая оценивает научное содержание книг, вторая - методическую и педагогическую сторону. Накануне вице-президент РАН академик Валерий Козлов рассказал об итогах первого заседания комиссии Российской академии наук по экспертизе научного содержания школьных учебников.

    - Мы оценивали, - сказал академик Козлов, - соответствуют ли школьные учебники уровню современных научных знаний. Ведь нельзя учить детей в соответствии с представлениями вчерашнего дня. В свое время были прекрасные учебники Рыбкина по алгебре и Киселева по геометрии. Но на сегодня они устарели. Наше время выбросило на рынок массу учебной литературы. Однако далеко не вся она выдерживает заданную планку качества. Учителя работают по тем учебникам, которые они выбирают, а это около тысячи книг только по базовым школьным предметам.

    Их все мы и должны будем оценить в течение года. Для этого создана специальная комиссия РАН, которую я возглавляю. Будем собираться каждые две недели, а если потребуется, то и чаще.

    По словам Козлова, подкомиссии по направлениям науки (всего их восемь) предлагают рецензентов - весьма уважаемых ученых. На каждый из учебников, которые представляют на экспертизу в академию издательства (они же и оплачивают экспертизу), было получено не менее двух рецензий.

    - Почти ко всем книгам у нас масса вопросов, - сказал Валерий Козлов. - В итоге из четырнадцати учебников, вынесенных на первое обсуждение, мы одобрили лишь два. Оба - по литературе. Это учебник по русской литературе XIX века для десятиклассников и хрестоматия "В мире литературы" для пятиклассников. Но даже к ним есть критические замечания, которые будут доведены до сведения авторов. Кстати, авторов, выдержавших экспертизу учебников, академик так и не назвал, так как по ним можно легко вычислить издательства, а здесь уже сокрыт некий коммерческий интерес. Дело в том, что, как известно, учебники - это огромный рынок. И каждый издатель спит и видит получить заказ на учебник с массовым тиражом.

    Учебники по математике, химии и другим точным наукам не были одобрены, так как содержат большое число ошибок. Стиль подачи материала не принимался во внимание, оценивали только "фактуру". Маститый академик, который рецензировал учебник по математике (Козлов отказался назвать его фамилию, чтобы на экспертов не оказывали давление), взялся считать ошибки. Когда насчитал их с десяток на первых же страницах, бросил читать книгу и написал отрицательный отзыв.

    Учебники по истории - отдельная "песня". Из тех книг по истории России, с которыми академики уже ознакомились (а это были уже неоднократно переиздававшиеся учебники), ни одна их не удовлетворила. За пятнадцать-двадцать лет многие вещи были переоценены, поменяли "плюс" на "минус". А есть учебники, написанные с тех же позиций, что и в советское время. Рецензенты предложили авторам уйти от устаревших штампов.

    Комиссия РАН будет оценивать все учебники по базовым школьным предметам, в том числе и по иностранным языкам. Не входят в сферу внимания комиссии книги для начальной школы, а также учебники по основам безопасности жизнедеятельности и некоторым другим нефундаментальным предметам.

    Валерий Козлов посетовал, что к ним в комиссию РАН учебники поступают от издательств не все сразу, а как бог на душу положит. Кончается у учебника гриф "Рекомендовано" или "Допущено", его присылают на экспертизу. Или этот гриф потребовался новому учебнику.

    - Хорошо, если бы к нам в подкомиссию по математике, например, в которой я состою, поступили все учебники по алгебре и геометрии, - отметил Валерий Козлов. - Тогда можно провести сравнительный анализ и дать заключение, какой из учебников наиболее соответствует современным научным представлениям. Не обязательно один. Можно выделить два или три. Неплохо, чтобы аналогичную работу провела Российская академия образования. Тогда бы удалось выделить действительно наиболее выдающиеся учебники и рекомендовать их школам.

    Следующее заседание комиссии РАН по экспертизе учебников пройдет 23 июня. На нем рассмотрят еще около 40 учебников. Если отсев некачественной школьной литературы пойдет в той же пропорции, что и на первом заседании, то к концу года из тысячи учебников останется лишь около 140. То есть по две-три книги по каждому предмету. Зато - абсолютно грамотные и без фактических ошибок.

    Поделиться