Новости

17.06.2005 03:00
Рубрика: Экономика

Права вторичных жертв

Кто заплатит за последствия энергетической катастрофы рядовому потребителю?
Текст: Геннадий Онищенко (главный государственный санитарный врач РФ, академик РАМН, эксперт "РГ")

Отшумели баталии вокруг невиданной техногенной катастрофы в Москве, Московской области, других областях. Даны политические оценки случившегося - прежде всего в электронных средствах массовой информации. Тема сходит на нет. Руководство субъектов прогромыхало астрономическими цифрами нанесенного ущерба. Работает прокуратура. Я думаю, что очевидность результатов и причин, вследствие которых произошла авария, хрестоматийна. Виновные будут названы и понесут уголовную, административную и моральную ответственность.

При любой катастрофе есть первичные и вторичные жертвы. Первичные - это те, кто так или иначе пострадал сразу, от самой катастрофы. Вторичные - те, кто непосредственно в катастрофе не пострадал, но на ком так или иначе сказались ее последствия.

Пора от расшатывающих государство площадных возмущений переходить к осознанию своих прав, к действиям по закону

Долготерпимые россияне облегченно вздохнули: нет очевидных жертв, к которым мы, увы, начинаем привыкать, перекрестились, что на сей раз пронесло, а значит, пора забыть. И простить? Уже начинаем жалеть тех, по вине которых скорее всего случилась беда. В этом, пожалуй, и сила духа нашего народа. Есть все основания полагать, что одна гиперструктура переведет миллиарды рублей другой гиперструктуре. Дойдет ли хотя бы рубль из этих астрономических сумм до нас? До тех, кто в тот день оказался в отключенном лифте (по предварительным данным, такая участь постигла 15 тысяч москвичей), на станции или в тоннеле остановившегося метро (десятки тысяч людей)? До тех, кто пережил стресс в связи с невозможностью добраться до аэропорта, кто так и не попал из-за этого на желанный берег Черного или другого моря и его отпуск оказался сломанным? До тех, у кого подскочило артериальное давление из-за неведения о том, что с их близкими и все ли с ними в порядке? И просто из-за страшилок, нагнетенных с телеэкранов в этой и без того трагической ситуации, расползания всяческих слухов?

Правда, еще окончательно не очистилась испоганенная сбросами сточных вод Москва-река. Не подсчитал свои убытки средний и мелкий бизнес. Еще неизвестно, кого начисто разорила пятничная катастрофа и так далее.

Но, наверное, самое время вспомнить законодательство о защите прав потребителей, о том, что каждый из нас, воспользовавшись существующими законами, имеет право предъявить конкретные претензии к исполнителям жилищно-коммунальных услуг - говоря простым языком, к ДЭЗам, ЖЭКам, Мослифту. За что? За ненадлежащее обеспечение электро- и теплоснабжения, за необеспечение горячей и холодной водой. Предъявить претензии к метрополитену за противоправные действия, выразившиеся в непредоставлении услуг, которые гражданин оплатил...

Неправомерно, неправильно такое суждение? Исходим из обывательской логики: виноват во всем РАО ЕЭС, какие уж тут претензии к Мослифту? Но таково законодательство. Это, может, единственный путь, когда выплаченные энергетиками суммы могут дойти до конкретного потребителя, до конкретной жертвы катастрофы.

Наверняка кому-то, а скорее всего очень многим, подобные рассуждения покажутся абсурдными. Скажем, я предприниматель. Должен был срочно вылететь в другой город, подписать там очень важный контракт. Но опоздал на самолет. Не полетел, не подписал контракт. К кому претензии? Только к самому себе. Скажем, я купил путевку на отдых, должен был сесть на чартерный рейс. Опоздал. На другой самолет билетов нет. Путевка "сгорела". Никто в данном случае, кроме меня самого, ответственности не несет. Туристическая фирма, если она очень дорожит своей репутацией, может как-то пойти мне навстречу. Но, повторюсь, ответственности за происшедшее она не несет.

Но я сегодня говорю об иных ситуациях. Вот у меня на руках талончик, на котором есть отметка, что такого-то числа я прошел через турникет метро, чтобы доехать до места работы (до дома дочери, отца - возможны разные варианты). Вошел на перрон, сел в вагон и... в это время погас свет. Сколько времени длилось мое стояние в тесном вагоне? Помимо прочего томила неизвестность: что случилось, когда удастся освободиться из плена темноты, тесноты, духоты? Сколько людей судорожно глотали нитроглицерин, сосали валидол! Сколько человек в это самое время мучались от гипертонического криза! Произошло прямое нарушение моих прав. Именно метрополитен, которому я заплатил за конкретную услугу и которую он мне не оказал, совершил против меня противоправные действия. Мои права нарушены, и за это должен ответить тот, кто именно их нарушил.

Это не про нас? Это не про нашу жизнь? У нас другой менталитет? В доказательство тому свежая, очень типичная история. Гражданка Р. в ту злополучную среду возвращается вечером с работы к себе домой на 2-ю Песчаную улицу и обнаруживает, что ее квартира не стоит на сигнализации. Звонит на пульт, а ей говорят, что был перепад напряжения, из-за которого сигнализация отключилась. Но тогда никто не знал, в чем дело, и на квартиру Р. приезжал наряд милиции. Это значит, что через какое-то время придет Р. уведомление о необходимости заплатить штраф за ложный вызов. Поскольку сигнализация больше не работала, пришлось вызвать мастера. Мастер сказал, что в доме, где живет Р., как и у многих в районе, из-за перепада напряжения сгорел блок питания. Чтобы поставить новый, Р., как и ее соседям, пришлось заплатить две тысячи рублей. На вопрос Р., почему она должна платить за новый блок питания, который сгорел не по ее вине, мастер посоветовал подать в суд на... энергетиков.

Никак не могу посоветовать каждому пострадавшему - первичным или вторичным жертвам катастрофы - подать иск в суд. Это было бы кощунственно с моей стороны: столько нервов и сил потребует самая элементарная тяжба, что тут таблеткой нитроглицерина не обойтись, тут реальная угроза инфарктов и инсультов. К тому же, все из-за тех же особенностей нашего менталитета, мы не привыкли сохранять те же талончики метро, на которых пробита конкретная дата. Это свойство тех граждан, что живут в правовых государствах, а мы с детства усваиваем, что поиски правды, справедливости совершенно бессмысленны и требуют таких усилий, что лучше забыть, лучше простить. И даже пожалеть того, кто причинил ущерб. На худой конец, можно выйти на тот же Горбатый мостик, устроить возмущенную тусовку. Иными словами, выпустить пар.

Пора от расшатывающих государство площадных возмущений переходить к осознанию своих прав, к действиям по закону, к поддержке общественных организаций по защите прав потребителей. Иначе никогда не будет у нас правового государства. Базисом, основой его является грамотный, знающий свои права и умеющий их использовать гражданин. Без этого даже если мы сейчас разорим РАО "ЕЭС России" и заставим его платить, эти деньги никогда не дойдут до конкретных жертв.

...Пока же россиянин в очередной раз оказался незащищенным. И покорно платит за новый блок питания для запуска охранной сигнализации в своей квартире. Платит, хотя у него есть договор на установку этой самой сигнализации, и в этом договоре нет ни слова о том, что в случае техногенной аварии он, купивший данную услугу, должен оплачивать понесенные потери. Не должен! Должны ему! И никак иначе.

Экономика Товары и цены Общество Соцсфера Помощь пострадавшим Геннадий Онищенко комментирует Энергокризис в Москве
Добавьте RG.RU 
в избранные источники