Новости

18.06.2005 04:50
Рубрика: Власть

Последнее предупреждение

сделали правительству "единороссы"

Но, как выяснилось во время дискуссии, неожиданными эти дополнительные миллиарды в федеральный бюджет 2005 года были только для правительства.

И председатель Счетной палаты Сергей Степашин, и депутаты всех без исключения фракций не могли удержаться от упреков, напомнив министру финансов Алексею Кудрину, как в прошлом году все они предупреждали - правительство занижает доходную часть бюджета. Но в кабинете министров тогда не услышали ни Счетную палату, ни Думу.

"Правительство, и прежде всего его экономический блок, неспособны заглядывать даже на год вперед, не ориентируются в дальнейшем пути развития России, не знают, какую экономику строить", - говорили народные избранники, вновь и вновь отмечая собственную прозорливость и предлагая правительству попросить извинения у "единороссов".

Однако Алексей Кудрин извиняться и каяться не стал. Он объяснил парламентариям, что наши дополнительные доходы не имеют постоянного характера, не обеспечены товарной массой и по большей части связаны с высокой ценой на нефть. Прогнозировать это не могли никакие экономисты. Скорее - "перевел стрелки" Кудрин - это вопрос к политикам. "Они должны были предвидеть масштабные политические кризисы в нефтедобывающих странах, которые и привели в 2005 году к росту цен на нефть". Впрочем, дополнительные доходы первого квартала пришли в бюджет не только в виде нефтедолларов, но и благодаря хорошей работе контрольных и налоговых органов. Здесь же и деньги нефтяной компании ОАО "НК "ЮКОС", дополнительно начисленные в виде налогов и сборов в бюджеты Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа. К тому же правительство наконец решило использовать деньги Стабилизационного фонда - не все, естественно, а примерно седьмую часть того, что к сегодняшнему дню скопилось в этом "кошельке": 111 миллиардов рублей. "Стабфонд работает на решение социальных проблем, на подъем жизненного уровня населения", - заметил министр. Таким образом и возникли эти 348,3 миллиарда рублей, которые правительство предполагает потратить на выполнение уже розданных народу обещаний. Основные средства, по словам Кудрина, будут направлены на оплату труда с начислениями - 73,3 миллиарда рублей. Пенсионному фонду передается 148, 4 миллиарда рублей; на поддержку субъектов Федерации, обремененных монетизацией, - 53,9 миллиарда рублей. Кроме того, деньги будут тратиться на социальную защиту военнослужащих, работников правоохранительной сферы и судей, на выплаты и пособия ветеранам. 90 процентов новых расходов будут связаны с социальными нуждами.

Но Кудрин сразу предупредил депутатов, что "такой рост расходов может повлиять на макроэкономические показатели". Согласно расчетам министерства финансов, дополнительные расходы приведут и к дополнительному росту инфляции. В нынешнем году - на один процент, а в 2006 году - на 0,5 процента. Тем не менее министр попросил Думу принять внесенный правительством законопроект в первом и сразу в третьем чтении, чтобы деньги успели уйти по назначению. Депутатов очень возмутил такой подход. По сути, все уже было распределено без них, народным избранникам нельзя уже было ни изменить цифру, ни добавить новую, оставалось только нажать кнопки. Разгневались даже "единороссы".

"Подачки бюджетникам не нужны, нужна системная работа, - заявил вице-спикер нижней палаты Владимир Пехтин. - Средства должны были распределяться при непосредственном участии регионов и депутатов. А получается, что правительство - единоличный хозяин сверхдоходов. Но это должно быть в последний раз", - категорически предупредил он правительство.

Коллегу поддержал депутат Мартин Шаккум: "Фракция осталась без альтернативы. Мы вынуждены поддерживать предложения правительства - деньги нужны в регионах. Но делаем это скоропостижно - в последний раз". Правда, Шаккум все же похвалил правительство за то, что оно "научилось собирать доходы". Но потребовал, чтобы федеральный бюджет из "бюджета собеса и проедания" превращался "в бюджет развития и процветания", а минфин перестал быть органом распределения денег на пенсии и зарплаты бюджетникам, а становился "дирекцией процветания страны".

У коммунистов отношение к предложениям правительства тоже было двоякое. "С точки зрения сиюминутной к действиям правительства надо относиться одобрительно", - сказал Сергей Штогрин. Но большинство острых проблем, по его мнению, все же останутся нерешенными. "У нас блестящее финансовое положение, профицитный бюджет, золотовалютные резервы, Стабфонд. Мы имеем возможность досрочно платить внешние долги", - перечислял Штогрин плюсы и минусы российской действительности, и в то же время "плохие экономические показатели и бегство капиталов из страны, правительство не решает проблем сельского хозяйства, гражданской авиации. Не выделяет средства по программам". "Родина", как завил Владимир Никитин, хотя и выступила за предложенные поправки в бюджет, не считает их заслугой ни правительства, ни депутатов. "Голосование уже произошло на улицах наших городов и сел, - заявил он, - его провели пенсионеры своими палочками и клюшками. И теперь Дума чисто формально может нажать кнопки".

Кнопки был нажаты - 386 депутатов поддержали бюджет, но вместе с постановлением Госдумы, в котором были заявлены права народных избранников на более активное участие в бюджетном процессе.

Власть Работа власти Госуправление Экономика Казна Федеральный бюджет Законодательная власть Госдума Правительство Минфин