Однако оптимистические ноты кончились на традиционном в последнее время сообщении о бурном росте Стабфонда, который уже начинают измерять не миллиардами, а триллионами рублей, и столь же бурном росте золото-валютных запасов.
Поскольку вице-премьер и российские министры имели вчера дело с людьми искушенными, то и разговор в целом вышел о проблемах, с которыми столкнулась российская экономика. Жуков назвал две беды, вызванные нашим достижением, то бишь высокими нефтяными ценами на мировом рынке, - высокая инфляция, пожирающая нефтедоллары, и укрепление рубля, сопровождаемое снижением конкурентоспособности российских производителей не только на внешнем, но теперь уже - и на внутреннем рынке.
Так что, подвел грустные итоги Жуков, потенциал экономического роста, основанного на высоких нефтяных ценах, исчерпан. Российский нефтяной мотор, исправно тянущий все хозяйство несколько последних лет, зачихал. А замены ему, похоже, за эти самые последние годы пока не нашли. И помимо инфляции, обгоняющей все прогнозы - 7,3 процента за пять месяцев при намеченных 10 процентах на весь год, проявился и другой симптом "голландской болезни" - замедлился темп роста экономики.
Как считает Жуков, решение этих проблем требует не только и не столько совершенствования денежно-кредитной политики, сколько реструктуризации экономики, развития других - не нефтяных секторов, например, машиностроения, связи.
К тому же Жуков пообещал попридержать аппетиты естественных монополий, внесших в текущем году самый большой вклад в рост инфляции.
Заметив, что часть доходов федерального бюджета в ближайшее время будет инвестироваться в экономику, Жуков предложил и международным инвесторам присоединиться, вложить свои денежки в наши проекты.
Чем же собирается вице-премьер заманить иностранный капитал? Во-первых, тем, что до конца 2007 года в России завершится процесс приватизации. Все, что можно продавать, будет продано. Во-вторых, изменениями в налоговом законодательстве, например упрощением процедуры возврата НДС, снижением ставки единого социального налога для особых экономических зон. Наконец, Жуков пообещал, что в России заработает нормальный финансовый рынок с прозрачными правилами, куда не страшно будет вкладывать деньги.
В отличие от своего коллеги министр финансов Алексей Кудрин более сдержанно оценил инвестиционный климат России и даже напрямую связал замедление притока инвестиций в Россию с замораживанием новых проектов. При этом он подчеркнул, что нашумевшее "дело "ЮКОСа" занимает лишь третье или четвертое место среди факторов, влияющих на отток капитала из России в текущем году. По мнению министра, действия правительства в области налогового контроля в последнее время воспринимались в некоторой степени как механизм перераспределения собственности, что также оказало влияние на отток капитала. Как заявил Кудрин, меры по улучшению налогового администрирования, "создание более прозрачной системы налоговых проверок и повышение ответственности налоговых органов" позволят заодно и снизить инфляцию. Этому же будет способствовать и вступление России в ВТО, а также полная либерализация рынка капитала с 2007 года.
Правда, он вовсе не собирался посыпать голову пеплом, поскольку есть и вполне объективные причины, побуждающие инвесторов не спешить с российскими проектами. Так, отток капитала из России несколько возрос в прошлом году из-за роста процентных ставок на мировых рынках, прежде всего - в США. То есть были и более прибыльные точки приложения капиталов. Во-вторых, укрепление рубля привело к тому, что предприятия не только теряют конкурентоспособность, но и получают меньшую прибыль. Тем не менее Кудрин заявил, что у правительства есть планы поэтапного укрепления рубля, а чтобы рубль уж очень-то быстро не набирал вес, ЦБ должен "изымать" излишние деньги. Тому же способствует и Стабилизационный фонд, "отсасывающий" из экономики нефтяную сверхприбыль. И это - еще одна из причин, заставляющая Кудрина оберегать фонд от всяческих посягательств. "Если мы начнем тратить Стабилизационный фонд и вызовем инфляцию, ЦБ начнет меньше скупать доллары и начнется укрепление рубля, которое может подорвать экономику", - сказал он. При этом Кудрин отметил, что расходование Стабилизационного фонда как на повышение зарплат и пенсий, так и на инвестиции, даст практически одинаковый инфляционный эффект. Однако избежать инвестиционных расходов ему вряд ли удастся. Хотя бы потому, что именно на них и настаивает глава экономического ведомства Герман Греф, более других заинтересованный в преодолении "голландской болезни" и соответственно - в реструктуризации экономики. Вот только проектов пока действительно негусто. И тут самые большие надежды на инвесторов, которые готовы прийти к нам, несмотря на риски российского рынка.
Тем более что на прощание Кудрин припас для них сладкий пряник - с 2007 года рубль становится полностью конвертируемым, а валютное законодательство позволит полностью забирать всю прибыль, если вдруг захочется покинуть Россию. Одним риском, так сказать, меньше.