21.06.2005 03:20
Поделиться

ОЭСР считает Россию "слабой страной с сильными чиновниками"

Ожидалось, что доклад будет презентовать сам генеральный секретарь ОЭСР Дональд Джонстон, а внимать ему будет министр экономического развития и торговли Герман Греф. Но г-н Джонстон не приехал, а в окружении г-на Грефа нам пояснили, что его персона названа была "по ошибке". Столь резкое понижение статуса многие поняли так: ничего хорошего ОЭСР России сказать не может, и нас там не ждут.

Итак, ОЭСР полагает, что Россия - "слабая страна с сильными чиновниками", которая возвращается к принципам "вмешательства государственного аппарата в экономику", причем "коррумпированы все ветви власти". ОЭСР не поглянулись все новейшие инициативы российской власти, будь то усиление роли государства в "Газпроме" или "дело "ЮКОСа".

Заместитель министра экономического развития и торговли Виталий Савельев постарался ответить на критику конструктивной самокритикой, но все-таки вступился за реформы железной дороги, электроэнергетики и за административную реформу.

Но оправданий и не понадобилось: старший экономист ОЭСР по России и СНГ Вильям Томпсон неожиданно сам дезавуировал самые острые положения доклада. Он заявил, что "дело "ЮКОСа" не повредило российской экономике, и в нем эксперты ОЭСР, оказывается, видят лишь "размывание проблем налогов и администрирования" (понимай как знаешь). Не препятствует развитию газовой отрасли и усиление участия государства в "Газпроме", хотя механизм экспорта газа действительно нехорош.

Все это напоминает тактику наших партнеров по ВТО, которые могут с утра запугать, а к вечеру обнадежить. Но пока доклад ОЭСР остается все же официальным документом, который нельзя проигнорировать. Тем более что совсем недавно МИД устами своего ведущего эксперта по международной экономике Андрея Кондакова призвал Россию вступить в ОЭСР как можно скорее.

По мнению г-на Кондакова, у России для этого есть все формальные признаки, да и в самой организации, со слов чиновника, нас называют реальными кандидатами на присоединение. К тому же, если судить по заявлениям ряда мидовских чиновников, присоединение к ОЭСР дало бы России больше, чем вступление в ВТО.

Переговоры с ОЭСР вряд ли будут проще, чем с ВТО, только начинать их придется с чистого листа. Плюс еще два момента. Во-первых, все претензии к нашим газовикам ОЭСР явно списала из какого-то документа ВТО, причем документа старого: в Женеве Россия уже успела дать ответ газовым претензиям, в ОЭСР это еще предстоит. Во-вторых, иллюзии, будто ОЭСР окажется более предсказуемым переговорщикам - это лишь иллюзии.

Зато столь же очевидно, что, вступив в ВТО, России будет проще вступать куда угодно.