Страны - члены Евросоюза не договорились не только о бюджете ЕС. Комиссар ЕС по делам расширения Олли Рейн заявил в Люксембурге, что ближайшие "новобранцы" Евросоюза - "Румыния и Болгария вскоре получат предупреждение о возможной отсрочке их участия в ЕС из-за медленных реформ". Вступление же Турции в Евросоюз, если состоится, - не раньше 2014 года.
Большинство стран - членов ЕС выступало, во-первых, минимум за 30-процентное увеличение взноса Великобритании в евробюджет и за прекращение сельскохозяйственных дотаций британцам из фондов ЕС. Дотации, напомним, были условиями вступления Великобритании в Евросоюз в 1973 году. Во-вторых - за замедление темпов расширения Евросоюза из-за необходимости долгосрочного субсидирования новобранцев ЕС и стран - кандидатов на вступление в этот блок. В-третьих - фактически удалены из внешнеэкономических приоритетов ЕС переговоры об ассоциации с Евросоюзом Украины и о вступлении Турции в ЕС. В-четвертых - Скандинавские страны заявили о возможном сокращении взносов в евробюджет, ибо, по их мнению, его средства трудно поддаются национальному контролю и используются преимущественно для дотирования брюссельской геополитики (то есть для ускоренного расширения ЕС).
Великобритания наотрез отказалась поступаться принципами и платить за дальнейшее расширение ЕС. Другие страны вспомнили о собственных интересах. В итоге саммит замкнулся на внутриевропейских проблемах, а конкретные вопросы взаимоотношений ЕС с соседними странами, в том числе с Россией, если и обсуждались, то, главным образом, в кулуарах. В то же самое время в Италии, Франции и Нидерландах расширяется кампания за реанимацию национальных валют и национальных внутри- и внешнеэкономических интересов: там готовятся референдумы по этим вопросам. Схожие настроения усиливаются в Австрии, Греции, Португалии, Финляндии. А бюджетные разногласия вместе с искушениями выгод национальной финансовой политики сделали то, что даже после провальных референдумов казалось внешне незыблемым - подорвало основу Маастрихтских соглашений о единой евровалюте. Трагическим аккордом песни еврооптимистов стал даже не столько франко-британский, сколько внутригерманский раскол. Бундеспрезидент Хорст Келер не подписал принятую парламентом Евроконституцию, чем полностью подтвердил подозрения в том, что не только население, но и политическая элита Германии вполне разделяют настроения евроскептиков в странах-соседях. Иллюзия Германии в роли нерушимого оплота евроинтеграции и евроэкспансии растаяла, как утренний туман над Рейном.
Демарш Келера - бывшего банкира и директора-распорядителя МВФ - на неопределенный срок поверг европейский бизнес и финансовые рынки в состояние если не тихой паники, то, во всяком случае, идеологической прострации. Фактически рушатся не только современная концепция ускоренной транснационализации ЕС и его расширения на Восток, которую компетентные источники приписывают властям и политтехнологам Германии и США, но и прежние договоренности многих государств именно с "брюссельским" руководством ЕС и евровалютной зоны. Неудивительно, что, например, быстрыми темпами реанимируется Восточноевропейская ассоциация свободной торговли (Чехия, Венгрия, Австрия, Словения, Словакия, Польша). Ассоциации стран Балтийского моря, Баренцева региона (участвуют все страны Балтии, Северной Европы, Россия, Польша, ассоциированный участник - Белоруссия) и почти все страны - члены Дунайской комиссии (Болгария, Румыния, Югославия, Венгрия, Словакия, Австрия, Украина, Молдавия) дорабатывают проекты трансформации этих структур в автономные от ЕС таможенно-экономические блоки. Вдобавок Европейская ассоциация свободной торговли (Норвегия, Исландия, Швейцария, Лихтенштейн, Андорра, Сан-Марино) и упомянутые региональные структуры развивают "блоковое" сотрудничество с ЕС и другими странами Европы, как и с государствами экс-СССР.
Последствием фактического замораживания расширения ЕС является отказ Брюсселя в середине июня представить "рыночный" статус Украине: это автоматически отдаляет не только ее ассоциацию с Евросоюзом, обещанную Брюсселем сразу после прихода к власти блока Ющенко-Тимошенко, но и вступление Украины во Всемирную торговую организацию, которое анонсировано на октябрь 2005 года. Официальная причина, согласно комментариям украинского правительства, - медленные темпы рыночных преобразований Но, похоже, главный фактор здесь - фактический отказ большинства стран - членов ЕС, в том числе восточноевропейских, субсидировать приближение Украины к брюссельским социально-экономическим и другим стандартам.
В то же самое время идут переговоры о вступлении Украины в упомянутую восточноевропейскую ассоциацию свободной торговли или об ассоциации Украины с этим блоком (в рамках давнего проекта Дунайско-Карпатской или Балтийско-Черноморской таможенно-экономической конфедерации). Столь резкий поворот политики стран - членов ЕС в отношении Украины означает, во-первых, отказ от приоритета политических факторов при расширении Евросоюза, а во-вторых - является сигналом для других стран СНГ, в том числе России, что экономических и смежных льгот для этих государств в регион ЕС отныне не предвидится. В связи с этим восточноевропейские и скандинавские СМИ резонно полагают, что Украина реанимирует проекты единого экономического пространства не только с Россией, Белоруссией и Казахстаном, но и с восточноевропейскими соседями.