Финский режиссер Аку Лоухимиес, уже знакомый нам по ММКФ-2000, продолжает почти в том же духе: снимает кино про маленьких людей с их маленькими проблемами, какими бы странными или бытовыми они ни казались.
И вот разворачивается цепочка преступлений, которые совершают персонажи фильма. Неприятность, как эстафетная палочка, переходит от одного героя к другому. Все начинается с преподавателя литературы, который по случаю увольнения с работы начинает пьянствовать и издеваться над сыном. Сын, тот еще торчок, уходит из дому, все время что-то курит и пьет, потом в руки ему попадает фальшивая купюра, которой он расплачивается в магазине, и за что полиция потом заметет другого человека. Дальше - больше. Впереди у героев Лоухимиеса беспробудный алкоголизм, автоугон, кровавое месиво как итог удара пылесосом по голове. Так финский режиссер адаптировал рассказ Льва Толстого "Фальшивый купон".
По фильму судя, финны тоже не так счастливо живут, как считалось. Они не все время ходят в сауну и наслаждаются хваленым комфортом - они провинциальны, малодушны, слабохарактерны и ничего горячего в них нет: сидят и холодными глазами пялятся в стенку.
Шведский фильм режиссера Рубена Остлунда "Гитара-монголоид" оставил более удручающие впечатления - правда, не столько о скандинавском сообществе, сколько об умении снимать кино. Фильм начали крутить на полчаса раньше указанного в расписании времени, но никого это не расстроило. Можно было свободно заходить в любой момент, не боясь потерять нить сюжета. Все похоже на полудокументальную абсурдную зарисовку. Среди ее объектов выделяется мальчик, который проводит дни, сидя на улице и играя на гитаре для прохожих. Те ему платят - кажется, не за то, чтобы он играл, а за то, чтобы прекратил. Каждый вечер он ездит домой на трамвае. На нем же ездит несчастная тетка, которая ранее ездила на велосипеде, но велосипед у нее свистнула банда хулиганов, отличающаяся особой ненавистью к этим двухколесным транспортным средствам. Местные "похитители велосипедов" на протяжении всего фильма безжалостно их ломают, бросают в реку, а некоторые надевают на фонарные столбы, на одном из которых тетка и обнаружит свой.
К чему все это - понять сложно, но, наверное, можно. Другой вопрос, будет ли кто-нибудь этим себя утруждать. Ведь Рубен Остлунд - дебютант. В его биографии сообщается, что он родился в местечке, где кино и телевидение запрещены. Поэтому свой первый фильм он посмотрел в 19 лет. Случай, конечно, беспрецедентный и позволяет ожидать от новичка чего угодно.
Из первых уст |
Финский режиссер Аку Лоухимиес ответил на вопросы "РГ".
Российская газета: Вы были участником ММКФ в 2000 году с фильмом "Неприкаянный". Какие впечатления остались?
Лоухимиес: Я понял, что Москва - очень хороший город, тут многие интересуются кино. Особенно любопытно было говорить с людьми после просмотра моего фильма.
РГ: Действительно ли "Неприкаянный" был первым эротическим фильмом в Финляндии?
Лоухимиес: Многие так говорят. Сам я не считаю его эротическим. Я не стремился возбуждать зрителей в сексуальном плане. Я пытался заставить их понимать секс более глубоко, нежели простое проявление любви.
РГ: Вы не впервые на ММКФ. У вас есть рецепт, каким фильмам легче пробиться на фестиваль?
Лоухимиес: Этот фильм, как и предыдущий, приглашали на многие фестивали, и мне надо было просто решить, где его показать. Мы выбрали его для показа в России не случайно. Так же, как "Неприкаянный", он стремится показать всю глубину чувств человека, а для российского зрителя, мне кажется, это очень важно.
РГ: Откуда такой неподдельный интерес к Толстому?
Лоухимиес: Это мой третий полнометражный фильм, и я не знаю, будут ли следующие мои фильмы базироваться на произведениях Толстого. Но мне говорили, что тот же "Неприкаянный" близок к "Трем сестрам" Чехова.
РГ: Откуда в "Вечной мерзлоте" столько безысходности и депрессии? Это ваше личное настроение?
Лоухимиес: Я просто считаю, что мир, в котором мы живем сейчас, разрушающий. Это разрушение видно во всех сферах жизни.
РГ: Как развивается финское кино?
Лоухимиес: Сейчас мы делаем всего десять полнометражных фильмов в год. Много говорят о том, что государство должно поддерживать создание новых фильмов. Финляндия - маленькая страна, и наши фильмы, чтобы быть рентабельными, должны интересовать не только финнов. Мой хороший знакомый актер Вилле Хаапасало рассказал, что снимался уже в девяти российских фильмах. А в Финляндии девять фильмов мы за весь прошлый год не сделали.