Доступные и не очень
Не секрет, что решение о выборе вуза с каждым годом все больше зависит не столько от склонностей и талантов абитуриента, сколько от финансовых возможностей семьи. Поступить на бюджетное отделение становится все труднее, зато платные отделения вузов с радостью примут тех, кто недобрал баллы. Родители одержимо копят деньги на учебу своих детей. Но все-таки большинство семей живут от зарплаты до зарплаты. Поэтому для многих выходом из положения стал бы кредит на учебу.
Увы, государственные кредиты на обучение пока не выдают: минобрнауки намерено запустить их лишь со следующего года. Причем не только на учебу, но и на социальные нужды, а проще говоря - на жизнь в студенческие годы. Однако некоторые банки уже сейчас предлагают коммерческий кредит. Правда, тут есть маленькое "но": даже Сбербанк запрашивает за подобный кредит под 19 процентов годовых. Процентная же ставка в других, как правило, еще выше - до 22 процентов. Понятно, что на таких условиях кредит прельщает единицы абитуриентов.
Суммы, которые можно получить в различных банках, существенно разнятся: от 150 тысяч рублей до 25 тысяч долларов. Самый большой кредит - до 25 тысяч долларов - предоставляет один из крупных коммерческих банков по программе "Кредо". Причем сразу и на самых выгодных условиях: под 10 процентов годовых без залогов и поручительства. Фактически это единственная на сегодняшний день реально работающая программа образовательного кредитования. Объясняются льготные условия тем, что программу поддерживает компания одного из олигархов. Остальные банки поддержки не имеют, а благотворительностью заниматься не хотят. И обвинять их в этом трудно.
Долги прощать не будут
Программа "Кредо" действует с прошлого года. Поначалу кредит можно было получить для учебы лишь в четырех вузах: Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московской сельхозакадемии им. К.А.Тимирязева и Санкт-Петербургском госуниверситете. Этим воспользовались более 350 абитуриентов, ставших студентами дневных отделений.
В этом году к программе подключились еще четыре вуза: Московский институт стали и сплавов, МАИ, МЭИ и Московский государственный горный университет. Кстати, теперь на образовательный кредит могут рассчитывать не только студенты дневных, но и вечерних отделений. По программам "специалист" и "бакалавр" он дается на 10 лет. На четыре года и под те же десять процентов его смогут взять и студенты магистратуры.
Что тут особенно важно? Пока студент учится, ему не нужно ломать голову, как выплатить кредит или проценты. Деньги требуется вернуть уже после получения диплома. Правда, срок называется вполне определенный - пять лет.
Разумеется, студент не получает от банка на руки никаких купюр: деньги перечисляются на вузовский счет только после официального подтверждения, гарантирующего целевое использование средств. Действует система траншей - за каждый семестр при условии хорошей успеваемости.
Как правило, у тех, кто рискнул получить знания и диплом в кредит, проблем с учебой не возникает. В самом деле, как будешь сачковать, если сам "включил счетчик"? Хотя в этом году один из студентов-заемщиков умудрился-таки завалить сессию. И сразу возникла масса вопросов. Если студента отчислят по академической неуспеваемости, то кто должен вернуть банку деньги - сам студент или вуз? Что делать, если у студента денег нет: он ведь еще ничему не научился... А если университет отказывается возвращать деньги, как действовать в этой ситуации?
Как разъяснили корреспонденту "РГ", в случае отчисления кредитная линия немедленно закрывается (это предусмотрено договором). А уже перечисленные средства должен погасить студент. Если он не в состоянии выплатить всю сумму сразу, кредитор рассматривает каждый случай индивидуально, договариваясь о рассрочке платежа. В любом случае прощать долги никто не собирается.
Насколько реально расплатиться за кредит выпускнику вуза? По мнению ректора МГУ Виктора Садовничего, для воспитанников его альма-матер это не составит особого труда - молодые специалисты с "корочкой" Московского университета нарасхват. Правда, они должны получать не меньше 800-1000 долл. в месяц. Но это вполне возможно, считает ректор.
С будущего учебного года кредиты планируется предоставлять не только первокурсникам, но и студентам любого курса всех факультетов вузов - партнеров программы "Кредо".
А чиновники против
Что тормозит образовательное кредитование? То, что для большинства россиян кредиты коммерческих банков слишком дороги, понятно. Поначалу банкиры надеялись, что государство возьмет на себя разницу между ставкой рефинансирования и банковским процентом. Если государство будет компенсировать хотя бы 4-6 процентов, банки смогут выдавать кредит под десять процентов годовых и даже ниже. Ассоциация российских банков не исключает снижения ставки до 7 процентов годовых. Совместно с ГУ-ВШЭ разработали и представили в Госдуму проект закона об образовательных кредитах. Была создана рабочая группа, которую возглавила заместитель председателя думского Комитета по образованию и науке Валентина Иванова. Однако в ходе рабочих совещаний стало понятно, что минфин ни за что не пойдет на то, чтобы государство компенсировало проценты по кредитам. По мнению Ивановой, проценты по кредитам вообще нельзя возлагать лишь на государство.
- Ответственность по таким займам, - говорит Валентина Николаевна, - нужно разделить между государством, банками-агентами и страховщиками. Во всем мире процент невозврата таких кредитов довольно велик. Поэтому надо искать схемы решения проблемы. Например, государство может создать специальную структуру, которая выступит страховщиком невозврата кредита. Кроме того, должны перестроиться и сами вузы, которые обязаны отвечать за трудоустройство выпускников, их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
- Каким должен быть закон об образовательном кредите? - комментирует Валентина Иванова. - Он прежде всего должен четко сформулировать взаимоотношения между студентом (если ему меньше 18 лет, то с его представителем), вузом, работодателем, банком и государством. Еще в марте минобрнауки пообещало создать свою рабочую группу по образовательному кредитованию, чтобы она действовала вместе с думской. Но воз и ныне там.
А вот ректор Плехановской академии Виталий Видяпин ратует за то, чтобы разрешить финансовым структурам выступать соучредителями мощных университетских холдингов. Тогда, уже на правах хозяев, они будут заинтересованы в их развитии. Валентина Иванова его в принципе поддерживает.
Рабочий за 700 у.е.
Институт образовательной политики "Эврика" разрабатывает систему эффективного начального профобразования, которая включает в себя и элемент кредитования.
- Кредитование - не самоцель, а абсолютно необходимый элемент для решения двух задач, - говорит ректор Александр Адамский. - Это подготовка специалистов, востребованных на рынке труда, и социальная защита. С будущего года кредиты на обучение в профессиональных лицеях можно будет получить в Красноярске и Бурятии. Не исключено, что подключится и Пермская область. В чем суть? Образовательное учреждение предлагает программу обучения дефицитной специальности, которая позволит выпускнику получить хорошее место с солидной зарплатой. Допустим, программа стоит 700 долларов. На такую же сумму выдается кредит. Значит, после окончания ПТУ рабочий должен сразу получать зарплату в 350-400 долларов, чтобы спокойно в течение опять же двух лет отдавать 10 процентов в счет погашения кредита. Если он не может устроиться, то ничего не получится. Такую программу невозможно реализовать, да она и не нужна.
Поэтому меняется роль кредитора. Банк привык подвергать экспертизе платежеспособность своего заемщика. Здесь же оценивается прежде всего уровень и качество программы: будет ли она востребована на рынке труда? Является ли перспективным это направление экономики? Например, Бурятия намерена активно развивать туризм в регионе. Будут строиться дома и базы отдыха, санатории на озере Байкал. Значит, появится спрос на специалистов туристической отрасли.
Гарантами по кредиту должно выступать государство, в данном случае - местная администрация. Сейчас средства, выделяемые из бюджетов регионов на подготовку кадров начального профобразования, расходуются в основном, на поддержание матчасти лицеев. Но денег все равно не хватает. Более эффективно было бы использовать их как часть процента по кредиту. Скажем, банк дает кредит под 16 процентов: молодой специалист только десять, а разницу берет на себя регион. И Вот тогда это будет действительно эффективная кадровая политика.
- Мы никогда не создадим идеальную ситуацию, при которой все довольны и никто не рискует, - убежден Адамский. - Итогом работы любого вуза, колледжа или ПТУ должна стать зарплата выпускника. Только этот рыночный показатель - четкий критерий качества работы профессионального образования.