21.06.2005 06:00
Поделиться

Депутатов "пробило" на парламентские расследования

Одним из пунктов президентской речи была необходимость принятия закона о парламентских расследованиях. Вчера на Охотном Ряду прошло первое заседание рабочей группы, которая вроде бы должна к осени, как того пожелал глава государства, представить на суд общественности и депутатского корпуса готовый текст законопроекта. Народные избранники по такому случаю стали предлагать различные варианты реализации функций парламентского контроля. Такая активность вполне понятна - новый закон может значительно расширить полномочия Федерального Собрания, на недостаток которых так часто жалуются в российском парламенте.

О том, что в России нужно вводить институт парламентских расследований, в Госдуме уже не спорят. Депутаты восприняли это поручение, прозвучавшее в послании президента, как прямое руководство к действию. Споры идут о том, какими должны быть комиссии, занимающиеся парламентскими расследованиями, что, как и сколько они могут расследовать. И каким может быть результат. На эти вопросы и пытались вчера найти ответы члены думской рабочей группы председателя Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина и приглашенные на ее первое заседание эксперты.

Журналистам был представлен "черновик" будущего законопроекта. Предполагается, что комиссия, создающаяся для парламентского расследования, должна быть совместной и состоять из членов Совета Федерации и депутатов. По мнению Владимира Плигина, это придаст расследованию больший вес. Круг тем, которыми будет заниматься комиссия, пока четко не определен, но Плигин убежден, что это не будет закрытый перечень - мало ли какие ситуации могут возникнуть в нашей непредсказуемой жизни. Ясно одно, что грубое и массовое нарушение прав и свобод граждан - это повод, чтобы парламентарии провели свое расследование.

Поводом для него могут стать и экономические или политические решения, имеющие большую общественную значимость. А предметом пристального изучения - деятельность должностных лиц федерального и регионального уровня, а также органов местного самоуправления.

Случаи из многообразной депутатской жизни на серьезные парламентские расследования вряд ли потянут. "Это уже элементы мании величия, мало ли что может произойти с каждым из 450 депутатов, что же каждый эпизод расследовать?" - заметил Плигин. По его словам, непросто будет разделить, где зона парламентского расследования, а где собственно прокуратуры. Нет никакого смысла, считает Плигин, депутатам и сенаторам второй раз ходить по тем же адресам, по которым уже прошла прокуратура. Не совсем ясен пока и вопрос, нужно ли продолжать парламентариям вести свое расследование, если по факту уже возбуждено уголовное дело. Плигин считает, что нужно. Иначе - если таким образом парламентское расследование можно будет остановить - им не преминут воспользоваться.

К тому же, как заметил Плигин, результаты прокурорского и парламентского расследования отличаются. В одном случае главное установление вины, в другом, возможно, постановка проблемы для дальнейшего ее законодательного решения.

"В ходе парламентского расследования может быть дана оценка политических и социально-экономических аспектов произошедшего, выявлены недостатки законодательства и предложены направления его совершенствования", - сказал Плигин. Результатом таких парламентских расследований могут быть доклады, которые должны лечь в основу решений органов исполнительной власти, направленные на снижение социальной напряженности. Глава рабочей группы полагает, что расследованию парламентских комиссий должна подлежать деятельность и таких институтов, как Центризбирком, Счетная палата и Генпрокуратура. Некоторые депутаты также подчеркивали необходимость расследования комиссиями не только трагических событий, но и фактов коррупции в высших эшелонах власти. В этом случае работа комиссии была бы эффективной помощью следственным органам и не позволяла бы подозреваемым уклоняться от допросов.

Стратегически важным, по мнению Плигина, было то, что в ходе вчерашней дискуссии ее участники согласились с главным принципом работы комиссии по парламентским расследованиям - это открытость. Ситуации, когда парламентское расследование будет вестись в закрытом режиме, должны быть единичны и связаны или с оперативными мероприятиями, или с частной жизнью, или с гостайной. Но только действительной гостайной, а не той, что изобретается чиновниками, желающими уйти от ответственности.

Кстати, ответственность чиновников за отказ сотрудничать с комиссией, проводящей расследование, - это тоже тема, которая обсуждается. Депутаты "Единой России" предлагают четко прописать наказания за дачу ложных показаний комиссии. Как заявил вице-спикер Думы, член "Единой России" Вячеслав Володин, "должностные лица должны нести либо административную, либо уголовную ответственность за дачу ложных показаний членам комиссии". При этом чиновник вправе отказаться от выступления перед комиссией, но тогда ему придется сложить с себя полномочия.

Однако, возможно, что рабочий вариант законопроекта народные избранники получат уже накануне летних каникул, чтобы за время отпуска изучить его положения. А в качестве наглядного пособия Плигин хочет посоветовать коллегам американские фильмы "Крестный отец" и "Авиатор". Киношное парламентское расследование вместе с документом, подготовленным группой Плигина, может стать поводом для депутатских размышлений - какие расследования нужны нашему парламенту.

   Комментарий

Несмотря на то, что в 103-й статье Конституции по-прежнему нет ни слова о праве парламентариев проводить расследования, проблем с проведением законопроекта быть не должно. Как пояснил "РГ" вице-президент фонда "ИНДЕМ", автор законопроекта о парламентских расследованиях 2003 года Михаил Краснов, для введения нормы в действие достаточно принятия самого законодательного акта.

Тому есть несколько объяснений. Во-первых, конкретные полномочия высших органов государственной власти не в полной мере прописаны в Конституции. Те же парламентские и депутатские запросы, заслушивания в Госдуме представителей правительства существуют, хотя в основном документе не прописаны. "Можно сказать, что они вытекают из Конституции", - отметил Краснов. И во-вторых, де-факто комиссии уже создавались, хотя законодательных процедур не существовало.

"С этим законопроектом не вводится новых институтов, резко меняющих баланс полномочий между властными органами", - заявил вице-президент "ИНДЕМ". Документ просто описывает процедуру образования комиссий и не выходит за рамки полномочий, предоставленных отдельным депутатам.

Все дело в том, какие юридические последствия будут предусмотрены по результатам работы комиссий. В данном случае парламентарии не будут выносить судебных решений или накладывать административные взыскания. Парламентарии и общественность получат право обладать более полной и объективной информацией по тем событиям, которые станут предметом расследований. А наказывать виновных должны соответствующие органы.

Из досье "РГ"

После создания комиссии по расследованию теракта в Беслане в депутатском корпусе в буквальном смысле слова начался бум подобных расследований. Сразу несколько парламентских комиссий начали работать по различным направлениям после московского энергокризиса. И даже по факту задержания депутата Госдумы с боезапасом в багаже в петербургском аэропорту Пулково была попытка собрать комиссию. Правда, на Охотном Ряду в итоге решили, что это не повод заводить расследование.

Еще в ноябре 2003 года накануне очередных выборов в Госдуму депутаты в первом чтении приняли законопроект о парламентских расследованиях, внесенный независимым депутатом Николаем Гончаром. Прежде всего это было связано с тем, что Генпрокуратура в свое время отказалась предоставить депутатам материалы по гибели подводной лодки "Курск" и теракту на Дубровке. И, конечно же, отчасти это был неплохой рекламный ход накануне выборов.

Весной следующего года, когда по просьбе Гончара документ достали из-под сукна, его окончательно похоронили. Основной причиной стало несоответствие законопроекта Конституции России. В 103-й статье прописаны все функции Федерального Собрания, и права проведения парламентских расследований среди них нет. Хотя в 1999 году соответствующая поправка в основной документ страны была принята в первом чтении, но дальше дело так и не пошло.

   А как у них

Германия

Последний "визовый скандал" разгорелся вокруг фигуры министра иностранных дел Германии Йошки Фишера. Почвой для разбирательства послужила неосторожная политика Фишера в области выдачи въездных виз.

Франция

Парламентские расследования во Франции - дело на редкость серьезное. Как правило, они касаются каких-то нарушений, прежде всего связанных с коррупцией и финансами. После слушания в парламенте отчет попадает на интернетовский сайт.

США

Одними из самых громких парламентских расследований являются разбирательство конгрессом США отношений Билла Клинтона и Моники Левински, расследование американскими парламентариями терактов в США в сентябре 2001 года и расследование комиссии американского сената скандала вокруг программы "Нефть в обмен на продовольствие".

Литва

Президент Литвы Роландас Паксас после объявления выводов работы парламентской комиссии был отправлен в отставку в 2004 году. Расследование комиссии было начато после получения из департамента госбезопасности Литвы материалов о связях предпринимателя Юрия Борисова с Паксасом. В результате началась процедура импичмента против президента.

Израиль

В последнее время парламентские расследования несколько раз предпринимались против премьер-министра Ариэля Шарона и его сына Омри, депутата от правящей партии "Ликуд". Их подозревали в получении взяток, которые выражались в одалживании больших сумм на неопределенное время, и устройстве на работу близких и друзей с высокой зарплатой.

Отдел международной жизни