22.06.2005 02:00
    Поделиться

    Для большинства россиян 22 июня - особый и значимый день

    Сегодня - 22 июня, день начала Великой Отечественной войны. Памятный, как утверждают социологи, почти как День Победы. 79 процентов россиян, по опросам фонда "Общественное мнение", считают этот день особым и значимым для себя. Причем доля тех, кто так считает, выросла по сравнению с прошлым годом на 5 процентов. О том, что происходит с нашей памятью о войне, наш разговор с социологом, кандидатом философских наук Светланой Климовой.

     

    - Почему так важно помнить о войне?

    - История, связанная с памятной датой, не просто рассказ о состоявшемся событии. Это всегда элемент национального мифа, призванного оправдать прошлое, объяснить настоящее и дать надежду на будущее. В празднике всегда есть нормативность, поскольку то, кого и что почитают люди в праздник, задает образец мыслей, чувств, поступков. Но образцы для людей с разным жизненным опытом, уровнем знаний могут быть разными. Для того чтобы праздник сохранил статус общенародного, соединяющего, а не разъединяющего людей (как это произошло с некоторыми старыми и новыми праздниками), нужно примирить его прежнее значение и новые знания о том времени, о бедах, принесенных народу войной, новые политические вызовы (в частности, связанные с требованием некоторых прибалтийских политиков признать оккупантами советских воинов-освободителей), разобраться все с той же ролью Сталина, который для многих стал символом победы.

    - 22 июня мы вспоминаем как начало трагедии, так и мужество людей в ней.

    - Конечно, в таких памятных датах совмещаются непосредственный негативный опыт и негативное знание о войне с бесспорным фактом национального спасения в результате победы.

    Но и негативный опыт нужен людям, он всегда включается в национальную героическую мифологию. Его преодоление - один из необходимых элементов героики. Чем серьезнее препятствия, тем масштабнее подвиги.

    - Как вы объясните то, что эмоциональная связь с Днем Победы и памятными датами о войне в последние годы растет?

    - По-видимому, дополнительную значимость придает то обстоятельство, что в этом году с особым размахом отмечался юбилей Дня Победы. По поводу значимости этого праздника в обществе существует редкое для нынешнего времени согласие. Нет никаких различий между группами опрошенных, выделенными по идеологическим признакам. И почти нет по возрасту и образованию.

    У тех, для кого военные даты значимы, существует "органическая" связь с военным временем или с "сообществом опыта", сформированными войной (ветеранами, людьми, пережившими войну). Аналитики фонда "Общественное мнение" отмечают, что память россиян о войне подробна, ценностно нагружена и непосредственна. Она воплощена в собственных воспоминаниях людей, переживших войну, в образах родителей, бабушек, дедушек. Интересно, что те, кто не считает день 9 мая особым, значимым праздником (7 процентов опрошенных), чаще говорят, что среди их знакомых и родственников нет людей, переживших войну. Но у большинства россиян даже спустя 60 лет сохраняется ощущение прямой личной соотнесенности с военным прошлым.

    Вот отрывки из обсуждения этой темы на фокус-группах:

    - У нас в семье этот праздник очень большой, потому что у нас дедушка - участник войны. Конечно, святое дело, это обед, вот, а потом мы уже пошли на салют (Воронеж).

    - Артистов старых показывали, они песни пели фронтовые и танцевали. Я бабушке звонила, и она плакала. Артисты тоже воевали - и вот эта вся энергетика теплая. Я тоже сидела у телевизора и плакала, глядя на них (Санкт-Петербург).

    - Вот сейчас 60-летие, надо всем поклониться глубоко. Всем ветеранам, всем погибшим (Москва).

    Опрос, проведенный после Праздника Победы, показал, что он действительно был общенародным праздником. Кроме того, в этом году впервые появились ответы, которых практически совсем не было раньше: как особое праздничное действие отмечают ритуал поздравления ветеранов, как своих родственников, так и незнакомых. "Ездил поздравлять родственника ветерана", "в парке Орешково поздравляли ветеранов: они были довольные".

    Как показывают рассказы участников фокус-групп, многие предприятия, организации по своей инициативе делали подарки ветеранам, и эти акции вызывали полное одобрение участников.

    "Мы от организации развозили холодильники и плиты ветеранам до полдвенадцатого. Два дня мы этим занимались" (Москва). "Я работаю в аптеке. Наши аптеки с 1 апреля до 15 мая выдают всем ветеранам и инвалидам пластиковые карточки для скидок в социальных отделах - бесплатно. Скидка по карточке достигает 10% круглый год в специальных отделах (Санкт-Петербург).

    Поделиться