23.06.2005 02:00
    Поделиться

    Россия потеряла сразу два космических аппарата

    Вторник, 21 июня, заметно подпортил реноме России как великой космической державы. Аварийным падением закончился запуск с космодрома Плесецк ракеты-носителя "Молния-М" со спутником связи в интересах минобороны. А за десять минут до полуночи был потерян экспериментальный российско-американский аппарат "Космический парус", запущенный с борта подводной лодки "Борисоглебск" в Баренцевом море.

     

    Весь вчерашний день эксперты анализировали и комментировали случившееся. По предварительным данным, военные специалисты из Плесецка своей вины в аварии ракеты-носителя "Молния-М" не видят. В составе комиссии, работающей сейчас на космодроме, участвуют представители головных предприятий: по самой ракете - ЦСКБ-Прогресс, по стартовому комплексу - КБОМ им.Бармина. По сведениям из пресс-службы Космических войск, "военный спутник связи не выведен в космос из-за аварийного выключения двигателя ракеты-носителя".

    Сам запуск и отрыв ракеты от стартового "стола" прошел в штатном режиме. Во всяком случае при обязательном визуальном осмотре специалисты не обнаружили на стартовом комплексе никаких повреждений. А вот после старта, на исходе пятой минуты полета, телеметрия зафиксировала аномальные отклонения в параметрах ориентации ракеты. Как следствие - на 298-й секунде прошла команда на аварийное выключение двигателя.

    Ракета "Молния-М" имеет стартовый вес более 315 тонн. Предназначена для выведения на высокоэллиптические орбиты аппаратов семейства "Молния". Четырехступенчатый носитель оснащен двигателями на жидком топливе, компонентами которого являются экологически безвредные жидкий кислород и керосин. Все старты ракеты проводятся с Плесецка.

    Как сообщают с места падения фрагментов ракеты в Уватском районе Тюменской области, пострадавших от этого инцидента и разрушений на земле нет. Сам спутник связи "Молния 3К", по заключению экспертов, скорее всего полностью разрушен. Дело в том, что в подобных космических аппаратах на случай возникновения нештатных ситуаций предусмотрена система аварийного подрыва.

    Еще больше разочарований и рухнувших надежд связано со вторым неудачным запуском того же дня. Из-за отказа двигателя конверсионной ракеты "Волна", стартовавшей в борта атомного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) "Борисоглебск", не состоялся вывод на запланированную орбиту уникального по своим возможностям космического аппарата, который был создан совместными усилиями американских и российских специалистов.

    В создании первой космической яхты, как нередко называли аппарат "Солнечный парус" его авторы, участвовали Планетарное общество (США), Институт космических исследований РАН (Россия), КБ имени Макеева и другие. Спонсором выступила общественная американская организация Cosmos Studios.

    Благодаря новейшим технологиям удалось сделать аппарат небольшим - длиной около метра и массой всего 110 килограммов. Самым волнующим моментом для конструкторов должно было стать раскрытие солнечного паруса, состоящего из 8 треугольных лепестков, которые выводятся в космос в свернутом виде. Каждый из этих треугольников (высота - 15 метров, основание - 10 метров) окантован гибкими полимерными трубками.

    Такой каркас необходим для того, чтобы "треугольники" могли уверенно развернуться и впоследствии сохраняли в невесомости свою форму. По команде с Земли на раскрытие паруса в трубки должен был поступить сжатый газ. Восемь развернувшихся лепестков, по замыслу конструкторов, образуют круг диаметром 30 метров и площадью около 600 квадратных метров. С помощью такого паруса аппарат мог бы разгоняться под действием солнечного света до десятков тысяч километров в час.

    Главное преимущество космических яхт в том, что они не требуют существенных запасов топлива и используют во время полета, который может продолжаться от пяти до 20 лет, энергию Солнца.

    Первый "Солнечный парус" должен был вращаться над нашей планетой на высоте около 840 километров. "Забраться" на такую верхотуру он предполагал с помощью собственного вспомогательного двигателя - после отделения от ракеты-носителя. Да только вот названная конверсионной "Волной" баллистическая ракета Р-29Р отработать по-мирному не захотела.

    Досье "РГ"

    "Волна" - конверсионный аналог баллистических ракет Р-29Р (по натовской классификации SS-N-18) с разделяющимися головными частями (РГЧ), принятых на вооружение стратегических атомных подводных лодок проекта 667 БДР (Delta III) в 1979 году. Стартовая масса самой ракеты - 35,3 тонны, дальность в моноблочном варианте - 8 тысяч километров, вес "забрасываемой нагрузки" - 1650 килограммов. На подводных лодках типа "Борисоглебск" с комплексом Д-9Р размещается 16 таких ракет. В качестве жидкого топлива в них используются высокотоксичный гептил (несимметричный демитилгидрозин), окислитель - азотный тетраоксид.

    Поделиться