Неделя Феллини на ММКФ

Феллини рассматривал свою страсть к рисованию как хобби, называя скетчи "каракулями" и "мазней" и отмечая, что они не особенно интересны. Время рассудило иначе - в 2000 году был издан всемирно популярный альбом с рисунками Феллини, а в 2003-2004 годах значительная часть его работ была показана в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, где имела широкий успех.

Экспозиция, которую итальянские организаторы снабдили подзаголовком "Феллини: из Рима в Москву", в три раза больше выставочного проекта в Гуггенхайме, поэтому у посетителей впервые будет уникальная возможность увидеть редкие работы, являющиеся частью этой странной вселенной: рисунки, фотографии а также костюмы, созданные по эскизам Федерико.

Феллини сумел соединить в себе редкие качества - будучи безусловно режиссером высшего класса, творцом "авторского" кино, всегда далеким от публики и коммерции интеллектуалом и эстетом, он постоянно вызывает к себе любовь и восхищение именно этой самой публики. Хотя последние фильмы режиссера не были широко приняты. Его упрекали в повторении самого себя, в зауми, в усталости. Но он снимал, не оглядываясь на критику. И эти фильмы - наследство того большого стиля, который ушел безвозвратно.

Наброски и карикатуры Феллини делал еще подростком - ему всегда было легче зарисовать мысль, чем описать ее словами. Именно с публикаций в прессе начался путь Феллини-рисовальщика и Феллини-писателя - позже из этого вырос сценарист и режиссер, для которого рисование осталось вечной параллелью: Феллини рисовал каждую свободную минуту.

В рамках XXVII Московского кинофестиваля, который богат всевозможными ретроспективами, открылся необычный проект: в нем предстал неизвестный нам Феллини.

В ГМИИ им. А. С. Пушкина показаны ранние карикатуры и комиксы Феллини, шаржи на любимых актеров и актрис, а также наброски к фильмам; эскизы костюмов, декораций, отдельных кадров и целых сцен; хулиганские скетчи и выброшенные автором (но заботливо подобранные ценителями) шедевры феллиниевского воображения, которые он полагал сиюминутными, но история решила иначе.

А в популярной московской Галерее на Солянке открылся проект "Феллини?". В галерее - то, что даже наследники Федерико не всегда стремятся показывать любопытным зрителям: "заветные картинки" мастера, его полные иронии и любви к полным женщинам эротические скетчи. Среди героинь легко узнаются любимые женские персонажи и Феллини, вроде танцующей деревенской проститутки Сарагины из "8 1/2" или Вольпины из "Амаркорда". Сам Феллини изредка появляется на рисунках в виде маленькой фигурки, зажатой в недрах необъятной женской груди или с рвением альпиниста штурмующей эверестоподобный женский тыл. Среди других экспонатов выставки - фотоэскизы к фильмам, сделанные самим режиссером, а также исторические кадры, снятые лучшими мастерами итальянской фотографии.

Экспонаты для московских выставок предоставлены государственными архивами (музейный комплекс Vittoriano в Риме, Фонд Федерико Феллини) и частными собраниями Италии (коллекция Vincenzo Mollica, коллекция Daniela Barbiani).

Специально на открытие Недели Феллини в Москву прибыли один из самых популярных государственных деятелей Италии президент провинции Рима Энрико Гасбарра, министр культуры провинции Рима Винченцо Вита, племянница великого режиссера Франческа Фаббри Феллини, его близкий друг, киновед и куратор проекта "Неделя Феллини" Винченцо Молика.