Некоторым министрам под напором главы правительства "совершить подвиги" уже пришлось. Первопроходцами должны, видимо, по замыслу Фрадкова, были стать министры финансово-экономического блока. Именно они в новых условиях верстали бюджет и составляли социально-экономический прогноз, боролись с инфляцией, став при этом казной и штабом. И если министр финансов Алексей Кудрин, несмотря на внутреннее сопротивление, все же расписал бюджет так, что досталось всем, а при проявлении особого желания осталось еще и на инвестиционный фонд Герману Грефу, то главный экономист, вроде внешне и не сопротивляясь, никак не может написать рецепт по удвоению ВВП к 2010 году. За что и страдает. Впрочем, как известно, страданиями душа совершенствуется.
Пока же министры, похоже, решили совершенствоваться в разговорной речи. В течение трех часов обсуждение федеральных целевых программ проходило в напряженной обстановке.
Тем не менее кабинет министров одобрил перечень тех федеральных целевых программ, которые будут финансироваться в 2006 году. Объем финансирования предположительно составит 287 миллиардов рублей, из которых 227 миллиардов будут направлены на реализацию уже утвержденных 50 программ, остальные средства пойдут либо на новые программы, либо будут распределены на уже утвержденные. Представлять разработанный в ведомстве Грефа документ глава экономического ведомства предложил своему заместителю Виталию Савельеву, который скороговоркой сыпал цифрами и названиями ФЦП так, что министры с трудом успевали отслеживать, учтены ли интересы их ведомств.
Савельев заметил, что основное увеличение средств планируется направить на программы, связанные с модернизацией транспортной системы, госграницей, сейсмобезопасностью территории страны, уничтожением запасов химического оружия, антитеррора, развития гражданской авиатехники, и другие. Но главным предметом для спора, собственно, были сокращаемые программы. По словам Савельева, две программы и 17 подпрограмм будут досрочно прекращены из-за их неэффективности, а еще 12 - не продлены на 2006 год. После нападок обиженных заступиться за своего подчиненного решил сам глава минэкономразвития Герман Греф. С трудом справляясь с нахлестнувшими эмоциями, он перечислял абсолютно "пустые программы". Таковых, по его словам, оказалось немало. Но Греф явно не желал оставаться крайним и даже на время позабыл о тактичности.
- У нас 35 тысяч людей в год погибают, а программа по безопасности дорожного движения - как фиговый листочек, только прикрывает проблему, - сказал он несколько шокированному министру транспорта Игорю Левитину. - Готовьте новую программу, и мы ее утвердим.
Неэффективной программой, по его мнению, является и ФЦП "Молодежь России", которую защищала депутат Александра Буратаева. "Здесь нет ни одного федерального мероприятия, одни слеты, явки, комсомол и пионерия, - гневно возмущался главный экономист. - Эти и другие программы необходимо закрывать. Зачем нам держаться за трупы".
Но премьер продолжал нагнетать обстановку, разогревая своих подчиненных и буквально принуждая их к действиям. Масла в огонь подлил и Кудрин, предлагая увеличить финансирование ФЦП "Молодежь России", "Ветхое жилье" и "Жилье для молодых". Как это ни удивительно, но у молодежи вчера появился еще один покровитель. Несмотря на скупость, главный финансист все же готов раскошелиться, но только на молодежь, считая, что это та социальная группа, которая требует поддержки. "Многие, выходя на рынок труда после школы, имеют меньше конкурентных возможностей получить адекватное рабочее место", - приводил министр собственные аргументы. По его словам, определенные группы риска и молодежь регионов требуют поддержки для их социальной адаптации. "Это более важная задача, чем подготовка к выборам", - поставил точку Кудрин, предложив помощь заказчику (минобрнауки).
- Давайте вместе наляжем и поможем, - предложил Кудрин.
- Вот и помогайте, - тихо сказал Греф.
Говоря о перечне ФЦП в целом, Кудрин заметил, что в следующем году предлагается профинансировать 22 новые программы, которые пока не готовы даже на уровне концепции. Министр считает, что эта практика неправильная и в этом случае будет сложно до принятия бюджета определиться с программами. Глава финансового ведомства сообщил, что в 2006 году финансирование ФЦП увеличивается на 62,5 миллиарда рублей, в том числе 22 миллиарда выделяется дополнительно на уже реализуемые программы, а 40,5 миллиарда - на новые. При этом Кудрин высказался против предложений перевода части этих средств из ФЦП в непрограммную часть Федеральной адресной инвестиционной программы.
Греф с трудом сдерживал свои эмоции, слушая коллег, проповедующих изначально идею о закрытии неэффективных инвестиционных программ и столь резко сменивших мнение.
- Как доходит до ваших программ, вы забываете о собственных принципах, - недовольно сказал Греф своим коллегам.
- Да они просто стратегии своих министерств уже разработали, - поддержал отраслевиков Фрадков.
Главный экономист тяжело вздохнул. Опять он оказался крайним. А премьер тем временем продолжал возмущаться.
- Занимайтесь инфраструктурными проектами и не просите денег у минфина, а ищите источники роста, принимайте меры, среднесрочную программу, достаточную для удвоения ВВП. Минфин даст столько, сколько вы решите, - давил Фрадков.
На это Греф заметил, что данная задача не является его персональной, но, сломившись под натиском премьера, недовольно заметил: "Я понял, буду искать, но что будут делать остальные министры, непонятно".
Министры молчали, видимо, чтобы не попасть под горячую руку премьера. А Грефу уже нечего было терять, и он, отбросив все намерения о компромиссе, твердо сказал: "Среднесрочная программа, рассчитанная на удвоение ВВП за три года или к 2008 году, - это нереально".
- Тогда к 2010 году, - настаивал премьер, подогревая амбициозность главного экономиста.
- Удвоения ВВП к 2010 году не будет. Это невозможно, - парировал Греф.
- Ищите ресурсы - мясные, машиностроительные, создавайте рабочие места, уточняйте налоговую и тарифную политику, работайте с малым и средним бизнесом, давайте двигаться, а отраслевые министры помогут, - примирительно сказал премьер, подчеркнув, что "другого выхода нет".
- Вместе - это ничего, каждый должен нести персональную ответственность, - ответил глава минэкономразвития.
Подводя итог обсуждению вопроса, обращаясь к замглавы минэкономразвития Виталию Савельеву, Фрадков спросил: "Вам ясно, что дальше будете делать? Добавило обсуждение вам энергии?"
- Во всяком случае не убавило, - недовольно ответил Савельев.
И напоследок правительство открылось. Правда, только информационно и перед россиянами, одобрив законопроект об информационной открытости госорганов. Ограничение доступа устанавливается только в том случае, если информация отнесена федеральными законами к гостайне или к разряду конфиденциальной. Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2006 года. Представлявший на заседании правительства проект закона, Греф отметил, что действие законопроекта распространяется и на все ветви власти - за исключением судебной системы, на которую закон будет действовать в ограниченном объеме. Министр пояснил, что достигнута договоренность, что все решения и нормативные акты Высшего арбитражного суда (ВАС) будут открытыми лишь с 1 января 2008 г. "Мы благодарны ВАС за то, что они приняли такое решение, немножко странно, что взгляды других судов отличаются", - съязвил Греф.
По статистике, на начало июня 2005 года уже более 80 процентов служб и агентств имели свои интернет-страницы. В то же время, отметил главный экономист, согласно постановлению правительства, принятому еще несколько лет назад, уже все ведомства должны были завести интернет-страницы. Пока же министерства решаются на этот шаг, в процессе судебного разбирательства находится иск гражданина России по поводу отсутствия сайтов у ряда федеральных агентств. Впрочем, по оценке Грефа, этот процесс - "позитивный опыт" отстаивания гражданами России своих интересов.
Но слишком любопытных граждан ждет еще один сюрприз: информация может предоставляться как на бесплатной, так и на платной основе. Правда, плата за услуги по предоставлению информации, по словам главы минэкономразвития, может устанавливаться только в том случае, если информация предоставляется на материальном носителе и если объем запрашиваемой информации превышает определенный правительством объем, предоставляемый бесплатно. Для нерадивых чиновников тоже есть сюрпризы: нарушение порядка и срока предоставления информации влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ. Кроме того, административный штраф накладывается в случае незаконного или необоснованного отнесения сведений к конфиденциальной информации или к государственной тайне. Так что скрыть информацию за отговорками чиновникам будет все сложнее.