Кинофестиваль на финишной прямой

Политика: Тяни-Толкай

Опасения связаны с возможным политиканством. К примеру: в 2004-м наша картина "Свои" уже получала "Золотого Георгия" - политично ли давать главный приз "своим" два раза подряд? Ни один фестиваль не хочет, чтобы его заподозрили в подыгрывании хозяевам поля.

Была и обратная крайность. Одно время на ММКФ даже ввели три главных приза - один - братьям по социализму, другой - капиталистам, а третий обязательно шел "своим".

Много толков о жюри-2005. Оно непредсказуемо как никогда.

Судите сами. Черных - мастер "зрительского" кино, работающий в традиционной манере. Но оба режиссера в судейской коллегии славятся радикализмом. Клер Дени, к примеру, - "гомоэротическим балетом" про Французский легион "Хорошая работа" и триллером "Что ни день, то неприятности", повергающим нервную публику в бегство. Ульрих Зайдль известен не менее экстремальным фильмом "Собачья жара". Обоим вряд ли могут быть близки картины типа "Космос как предчувствие", "Желанная жизнь" или "Невесты". Гениальный оператор-визуалист Янош Кенде работал с Миклошем Янчо, тоже мастером, далеким от традиционных форм.

Такое жюри было бы на месте где-нибудь в левацком Роттердаме.

Идеология: куриный грипп

Утверждают, что ММКФ теперь вне идеологий. Но так не бывает. Если нет идеологии обдуманной и взвешенной, в дело вступают системы взглядов и предпочтений вполне субъективные. Они начинаются с эстетики, но все равно заканчиваются политикой.

Разве не идеологично было решение каннского жюри дать главный приз антибушевскому доносу Майкла Мура? Или когда актуальную драму о школьных расстрелах "Слон" жюри предпочло антиамериканскому "Догвиллю"? Разве не идеологична осторожная дозированность, заметная на крупнейших фестивалях в отношении входящего в моду "экстрима"?

Девизом Московского фестиваля был: "За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами". Неплохой девиз, я бы не спешил от него отрекаться. Но отреклись - сочли пропагандистским. Поплыли по течению. И так, без разбора коллекционируя маргинальные течения в мировом кино, приплыли к порогу идеологии, не заметить которую уже нельзя.

Теперь эту идеологию ненароком сформулировал фестивальный каталог. Речь идет о том, какой принцип объединил фильмы, отобранные для программы "Азиатский экстрим". Этот принцип - "новое отношение к насилию, которое воспринимается как неизбежная составляющая жизни, способная не только разрушать, но и производить нечто плодотворное".

Если такая программа возникла на ММКФ, значит, фестиваль перестал отдавать себе отчет, на какой пороховой бочке он танцует. Мы страна, мягко говоря, нездоровая. Ни на одном другом клочке земли так не топтали вечные человеческие ценности и установления, выработанные историей.

Ну ладно, пусть в благополучной Японии, в стране экономического чуда Южной Корее, в избалованном солнцем Тайване народились люди, которые устали от комфорта и безопасности и хотят чего-нибудь поострее. Они снимают фильмы, где самое изощренное насилие смакуется, как мозги живой обезьяны в ресторане для гурманов. У этих фильмов есть свой зритель - такой же заевшийся гурман, которому уже претит здоровая пища. На их родине таким фильмам ставят рогатки - цензурные, хотя я бы назвал их санитарными. Потому что они опасны. Они подобны куриному гриппу, который, распространившись, может убить страну.

На мировых фестивалях такие фильмы возникают строго дозированно - как перчинки в супе и как показатель толерантности отбора. У нас их собрали в программу - получилось войско, массированный идеологический удар, который очень понравится нашим неофашистам.

Нам обещают сделать этот экстрим дежурным блюдом будущих ММКФ. Окститесь, ребята. Критик тоже иногда думать должен.

Прогнозы

При всем том были на ММКФ-05 интереснейшие программы. Был необычный взгляд на войну в программе "Вторая мировая - взгляд из XXI века". Поучительно также увидеть свою страну глазами иностранцев в программе "Русский след". Ряд первоклас-сных лент собран в программе "Восемь с половиной фильмов". Хороши гала-показы, объединившие хиты других фестивалей. И, наконец, несмотря на неровность, одним из сильнейших за последние годы надо признать конкурс.

Вернемся к прогнозам. Нашу картину "Космос как предчувствие", думаю, отметят, но вряд ли главным призом. Потому что под занавес фестиваль выдал обойму картин более сильных. И прежде всего американскую социальную сатиру "Чамскраббер", сорвавшую бурные аплодисменты. С ней, надеюсь, мы получили Золотого лауреата (подробнее о фильме "РГ" писала 17 июня).

По примеру Канна, Венеции и Берлина московская фестивальная пресса вела рейтинги критиков и зрителей. У зрителей долго ходили в лидерах греческие "Невесты" (4,56 балла), затем "Хроники обыкновенного безумия" из Чехии (4,54), наш "Космос как предчувствие" (4,46), иранский фильм "Левой, левой, левой!" (4,36) и итальянская "Желанная жизнь" (4,31). Последнее место зрители отдали венгерской "Фарфоровой кукле" (3,5), что, по-моему, несправедливо.

В критическом пуле до "Чамскраббера" лидировали английская "Дорогая Венди", чешские "Хроники обыкновенного безумия" и финская "Вечная мерзлота". Хуже всех здесь считалась французская "Улыбка Хасана", с чем я согласен.

Для вашего обозревателя наиболее сильными художественными впечатлениями, кроме "Чамскраббера", стали "Фарфоровая кукла" и "Левой, левой, левой!", "Невесты". Отдаю должное также фильму "Космос как предчувствие" и считаю его достойным какого-то из призов. Может получить приз и картина Винтерберга "Дорогая Венди", хотя голая публицистичность сценария лишает эту хорошую режиссерскую работу убедительности. Есть шансы у македонского "Балканкана".

Лучшей актерской парой я по-прежнему считаю героев "Желанной жизни" Сандру Чиккарелли и Луиджи Локачио, хотя допускаю, что достойны призов также Виктория Харалабиду из "Невест" и Евгений Цыганов из "Космоса..."

Но все это пока гадания на кофейной гуще. В момент, когда пишутся эти строки, впереди еще французские "Русские матрешки", которых наши прокатчики прозвали "Красотками". Какой сюрприз они нам предъявят - пока неизвестно.