Главный приз Московского кинофестиваля - у российской картины

Раньше фестиваль праздновали на широкую коммунистическую ногу. Нынче такого размаха нет. У фестиваля деловое лицо, но к концу фестиваля приехало много "випов" - братья Дарденны, Жанна Маро, Анни Жирардо и американская модель и актриса Дэрил Ханна.

Проход по голубой дорожке сорвал дождь. В 17.10 гости раскрыли над собой зонты, самые красивые у четы Кобзон и у супруги Борщевского, снявшего "Московскую сагу".

27-й кинофестиваль - главное событие нашей, но не международной жизни. Был период, когда фестиваль вообще мог не проводиться из-за отсутствия денег. Регулярность его проведения, наверное, есть его главное достижение. Наш фестиваль надо рассматривать как дорогую реликвию. А реликвии надо беречь.

"Фестиваль не потерял своей масштабности, - сказала кинорежиссер Алла Сурикова. - Он стал деловым и строгим. Я как патриот очень рада за фильм Учителя".

В 18.30 началась церемония закрытия фестиваля. На сцену вышел председатель основного жюри Валентин Черных. Он сказал, что это была тяжелая работа - смотреть кино. Последнее заседание длилось четыре часа. Не было абсолютно никакого политического давления. Политическое давление было только при советской власти. В лидеры вышли три фильма. За лучшую женскую роль приз получила Весела Казакова за фильм "Украденные глаза". Она получила также чек на 20 тысяч долларов и 10 тысяч метров пленки для будущего фильма. Приз за лучшее исполнение мужской роли Хамиду Фараненджаду вручила Дэрил Ханна. "Холлоу, Москва! - сказала любимая актриса Тарантино. - Я счастлива, что в Москве. И даже от счастья рыдала".

Спецприз жюри вручал Владимир Наумов:

- Это приз, который охватывает все стороны кинематографической деятельности и оценивает весь фильм целиком. Его удостаивался великий Феллини. Нынешний фестиваль позволил заглянуть вглубь и отказался от бижутерии. Эта выдающаяся картина "Вечная мерзлота - Финляндия".

Главного "Георгия" вручал сам Валентин Черных. Он сказал, что члены жюри проголосовали за фильм "Космос как предчувствие" единогласно: он раскрывает прошлое страны. Режиссер картины Алексей Учитель пригласил на сцену съемочную группу, в которой не было только Евгения Миронова, игравшего в этот вечер в театре. "Я рад, что победила картина, где есть дух, сердце и немного мысли".

Никита Михалков вручил приз за выдающиеся актерские достижения актрисе, снимавшейся у всех великих режиссеров, чья женственность и потаенный смысл всегда привлекают зрителей. На экране загорелись кадры из фильмов великой Жанны Моро. Под аплодисменты актриса вышла на сцену, одетая в черно-белое.

- Меня окружали тени великих режиссеров, актеров, благодаря которым я получаю этот приз. Обычно, получая приз, кинодеятели говорят, мы будем делиться. Но я делиться ни с кем не хочу. Это мой приз.

Тут Никита Сергеевич должен был сбежать по лесенке и подать спускавшейся в зал Жанне Моро руку. Но Михалков засуетился с закрытием фестиваля и великая актриса вынуждена была искать свое место сама.

Решение жюри вызвало споры в кулуарах. Ничего неожиданного нет. Все ждали, что фильм "Космос" получит награду. Хотя главное, чтобы фильм дошел до зрителя. Ведь призер прошлого фестиваля фильм "Свои" до сих пор мало кто видел. Нашему кино не хватает пиара, какой был сделан "Ночному дозору" и "Гамбиту".

- Наш фестиваль, - сердито комментировал Черных итоги голосования для прессы. - Кому хотим - тому и даем.

ОЦЕНКИ

Марлен Хуциев, режиссер:

- На фестиваль я не ходил, но посмотрел "Космос как предчувствие". Фильм мне понравился, особенно игра Евгения Миронова, который нашел для себя новые краски.

Алексей Рязанцев, генеральный директор компании "Каро-фильм":

- В фильме "Космос как предчувствие" я увидел все лучшее, чем богата режиссерская школа отечественного кинематографа. Вот настоящее кино, возвращающее нам главные ценности этого искусства.

Алексею Учителю удалось создать, рассказать простым языком удивительно сложную и тонкую историю. Не вызывая, казалось бы, бурных эмоций, этот фильм долго не отпускает, заставляет снова и снова задумываться об отношениях, о людях и их месте в истории - их маленькой, личной и другой - большой и всеобщей.

Александр Сокуров, режиссер:

- Для Алексея Учителя это решительный шаг вперед. Это движение настоящего кинематографиста, и оно усиливает позиции кинематографа, как факта искусства, кинематографа, который ставит перед собой художественные цели.

Изобразительно картина органична, операторская работа находится в активном взаимодействии с драматургией и с режиссерской работой. Очень интересен колорит картины - простые композиции, которые, тем не менее, остаются в памяти. Есть ощущение времени. Вот это ощущение тупиковости жизни в то время, щемящее чувство от этой замкнутости и безнадежности - оно, конечно, есть главный профессиональный итог картины.

Сергей Чильянц, продюсер:

- Это было сильно задумано и не менее сильно, тонко, виртуозно, профессионально исполнено. Как продюсер я могу сказать одно - жаль, что я не принимал участия в этом проекте.

Я оптимистично оцениваю прокатную судьбу "Космоса..." Это фильм для зрителя, который готов трудиться душой.

Вера Зелинская, лайреат Госпремии России, художник-постановщик фильма "Космос как предчувствие":

- Мы искали в том времени восторг, все лучшее, что тогда было...

Александр Миндадзе, автор сценария:

- То, как живут герои этой картины, в достаточной степени типично и узнаваемо. То, что молодой Гагарин, еще не знающий, что он тот самый Гагарин, ехал в поезде в Мурманск, - тоже реальный факт. Значит, все это в достаточной степени реально и вместе с тем вымышлено. Мы соединяем выдуманных персонажей с фигурой исторической и таким образом делаем документальной личную историю этих героев.