Евгений Лукин был трижды признан виновным в убийстве предпринимательницы Марины Федотовой. Женщина была зарублена топором в собственной квартире 26 декабря 1999 года, а спустя два дня Лукин - всего-навсего знакомый, изредка подвозивший Федотову, уже оказался за решеткой. Судебные разбирательства продолжались более двух лет, и в конце концов мнимого убийцу приговорили к 10 с половиной годам колонии строгого режима.
На свободе Евгений Лукин оказался только в августе 2004 года. К тому времени выяснилось, что предпринимательница была одной из 12 жертв банды, совершившей в общей сложности более 40 преступлений. И можно сказать, что своим "спасением" Лукин обязан Генпрокуратуре: замгенпрокурора по СФО Валентин Симученков лично потребовал отмены обвинительного приговора еще в июле 2004-го. Хотя по существующему законодательству Лукин мог бы оставаться в колонии до того момента, как приговорят настоящих убийц. То есть еще два-три года - судить банду начнут не раньше сентября 2005-го.
Глотнув воздуха свободы, Евгений Лукин начал по кусочкам собирать разбитую жизнь. Устроился на работу, начал встречаться с дочкой, которая выросла без него. А пять лет унижений, развод с женой, крушение веры в справедливость Евгений оценил в пятнадцать миллионов рублей и обратился в суд за компенсацией морального ущерба. Сумма исков вызвала много кулуарных споров. "Три миллиона в год - разве мог Лукин заработать такие деньги на свободе?" - интересовались оппоненты. "Попробуйте найти желающих отсидеть пять лет, пусть даже за такое вознаграждение!" - парировала защита Евгения. По словам адвоката Александра Семиненко, "на суде мы акцентировали внимание на многочисленных нарушениях, допущенных следствием. Доказательств того, что Лукин убийца, не было, однако его все-таки признали виновным, и государство должно нести за это ответственность".
В конце концов сумму гражданского иска Лукина суд уменьшил в пятнадцать раз. Тем не менее даже миллион рублей - рекордная выплата для России. Евгений Лукин обжаловать решение суда не собирается. Согласны с этой суммой и представители минфина - Управление федерального казначейства по Новосибирской области. "В России есть прецеденты, когда за год "ошибочного" тюремного заключения выплачивают по триста тысяч рублей, - сказал "РГ" сотрудник управления Владимир Третьяк. - Поэтому миллион за пять лет - это разумно".
Когда именно Евгений Лукин получит деньги, неизвестно: сроки исполнения судебного решения законом не определены. Как сообщил Владимир Третьяк, обычно такие выплаты в минфине не задерживают, хотя, естественно, все необходимые документы по делу в министерстве будут тщательно изучать. Между тем на подходе еще несколько гражданских исков от пострадавших в этой истории. Потребовать компенсации моральных страданий намерена вся семья Евгения - мать, дочь и даже бывшая жена, которая развелась с ним через два года после того, как он оказался в тюрьме. Готовит новый иск и сам Евгений - теперь он хочет взыскать с государства уже не моральный, а материальный ущерб.
Как сообщил следователь отдела Генпрокуратуры по Сибирскому федеральному округу Роман Цыганков, это дело будет иметь не только судебное продолжение. Сейчас ведется проверка законности действий работников прокуратуры и суда, которые допустили судебную ошибку.