Российская газета | Господин Ямадаев, события в станице Бороздиновская продолжают будоражить российскую общественность. В то же время российский политический бомонд по-разному трактует эти события. Хотелось бы услышать ваши комментарии на этот счет?
Сулим Ямадаев | Тогда давайте вернемся в самое начало этих событий. Все началось с того, что у одного из бойцов нашего отряда случилось несчастье - убили отца. Вы сами прекрасно знаете, как относятся кавказцы к своим "старикам". Ведь родители для нас - это святое. В этих условиях наш отряд и я как его руководитель в частности были просто обязаны поддержать нашего друга в трудную минуту. По нашим мусульманским традициям покойных хоронят в родовом селе. Поэтому некоторые ребята из нашего батальона отправились в Бороздиновскую, чтобы забрать тело убитого старика и предать его земле в селе Беное. Но меня в станице не было. Я подчеркиваю, ребята в Бороздиновскую отправились без меня. Более того, я никогда в жизни не был в Бороздиновской.
Из официальных сообщений верно одно. Ребята действительно въехали в Бороздиновскую примерно в 11 утра, находились там 15-30 минут, забрали тело покойного старика для последующего погребения и уехали. И уже после этого в станице, большинство жителей которой являются этническими аварцами, начали происходить странные события. По имеющейся у меня информации, примерно в 15 часов в станице появились вооруженные люди в масках, представились бойцами "Востока" и начали зачистку, во время которой, как впоследствии выяснилось, несколько человек было убито, а 11 жителей станицы пропали без вести.
Со всей ответственностью заявляю, что все происходившее в селе к батальону "Восток" вообще не имеет отношения. Батальон "Восток" входит в состав минобороны. И, следовательно, данная акция сильно бьет по имиджу российских Вооруженных сил в целом. Поэтому я как командир отряда и гражданин Российской Федерации ни при каких обстоятельствах на это не пошел бы.
РГ | Какие цели, на ваш взгляд, могли преследовать те, кто устроил эту акцию?
Ямадаев | Хочу отметить, что эта провокация была задумана прежде всего для того, чтобы бросить тень на батальон "Восток" и на меня как на его командира. Но еще раз хочу отметить, что мы к этому не причастны. Видимо, кому-то очень хочется нас и меня лично очернить. Но я готов отстаивать свои права.
РГ | Как данный инцидент может повлиять на обстановку в Чеченской Республике в целом?
Ямадаев | События в Бороздиновской могут сильно повлиять на ситуацию на всем Северном Кавказе. По крайней мере в Чечне, как вы сами понимаете, крайне озабочены этим вопросом. Я чеченец, а ситуация в моей родной республике, скажем прямо, не самая благоприятная, хотя жизнь там потихоньку налаживается. Данный инцидент вредит чеченскому народу. Теперь скажите, мог ли я и мои подчиненные пойти на все те злодеяния, которые сегодня некоторые политики приписывают батальону "Восток"? Какой смысл в этой акции? На мой взгляд, легче пойти на самоубийство, чем принять участие в событиях в станице Бороздиновская. Пользуясь возможностью, предоставленной вашим изданием, хочу обратиться к жителям станицы со следующим заявлением: "Я готов, честно глядя в глаза, ответить на все их вопросы и заверяю, я и мои подчиненные не виновны ни по одному пункту обвинений, которые нам пытаются предъявить.
Здесь же хотел бы отметить недобросовестное отношение к делу некоторых государственных деятелей, которые подогревают нездоровый интерес к бороздиновским событиям. Своими заявлениями они дестабилизируют прежде всего обстановку в Чеченской Республике. Но я уверен, что справедливость в конечном итоге восторжествует. Я всегда выступал за благополучие родного края, за единство Российской Федерации. Один из моих братьев, самый любимый и уважаемый в нашем роду, оставил свою жизнь на поле боя за все эти идеи. И хотя бы в память об этом я просто не имею никакого права быть инициатором подобных событий".
РГ | Тогда кто, по-вашему, был инициатором этой акции?
Ямадаев | На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Надеюсь, что правоохранительные органы проведут тщательное расследование и отдадут под суд виновников происшествия. Но точно могу сказать, что в этом, безусловно, замешаны некоторые влиятельнейшие политики как Чечни, так и Дагестана. Посмотрите, например, что "творит" там один известный дагестанский олигарх (не хочу называть фамилию, хотя думаю, что все поняли). Ну как можно набирать себе политические очки на людском горе?! Вместо того чтобы своим авторитетом попытаться как-то успокоить людей, он проводит митинги, делает из Ямадаевых каких-то нелюдей. А все почему? На Северном Кавказе уже который год ходят слухи, что он мечтает стать главой Дагестана. Вот он и пытается набрать политические очки. А на деле просто дестабилизирует и накаляет обстановку. Если такой хороший, что же ты людей в палатках держишь и гоняешь на митинги? Он богатый человек, давно бы мог предоставить всем пострадавшим нормальные человеческие условия.
РГ | Вы думаете, что данные события не повлияют на отношения дагестанцев и чеченцев?
Ямадаев | Глупо говорить, что напряженности вообще нет. Я слышал, что некоторые дагестанцы даже призывали отомстить чеченцам. Но этот момент меня не очень беспокоит. Мне уже и Басаев, и Хаттаб, и многие другие объявили кровную месть. Поэтому я и говорю, что сегодня нужно приложить максимум усилий для скорейшего разрешения этой ситуации. На Северном Кавказе и так проблем полно. Не хватает только межэтнических разногласий между чеченцами и дагестанцами. Вы представляете, какую проблему может в этом случае получить Россия? И через что придется нам всем пройти. Поэтому я призываю не нагнетать обстановку, забыть про политические амбиции и урегулировать эту проблему.
РГ | Готовы ли вы сотрудничать по этому вопросу с правоохранительными органами РФ и российскими правозащитными организациями?
Ямадаев | Мне кажется, что я обязан все это делать. Не забывайте, что мы сотрудники министерства обороны. И для меня как для командира батальона очень важно, чтобы мои люди были образцовыми. Мы стараемся на благо России, считаем себя патриотами нашей страны и не способны на то, что нам сейчас предписывают.
РГ | Что будет с батальоном "Восток"? Будет ли вам доверена работа на важных объектах?
Ямадаев | 30 июня в Гудермесе будет открыта самая крупная мечеть в Чечне. На это мероприятие будут приглашены президенты четырех северокавказских республик, муфтии со всей России, депутаты, политики... Отмечу, что именно наш батальон осуществлял охрану объекта во время строительства, доставки строительных материалов и т.д. И охрана этого важнейшего мероприятия поручена именно батальону "Восток". Разве этот факт не является доказательством того, что нашему батальону доверяют? И мы всеми силами будем стараться оправдать оказанное нам доверие.