Потолок в зале приемов гостиницы "Кемпински Балчуг", наверное, достигает высоты пятиэтажного дома. Стоя сбоку от сцены, с которой звучали заздравные речи, в окружении жены и троих своих взрослых детей господин приятной наружности, внешностью своей напоминающий киноактера, шестидесяти лет от роду, по фамилии Райнер Хартманн, немец по национальности, с достоинством прислушивался к комплиментарности, периодически бросая взгляды то на сцену, то на собравшихся гостей, то на потолок. Рост человека измеряется не с ног до головы, а по меньшей мере с головы до потолка или с той же макушки до неба - об этом напоминали хвалебные славословия в изысканном интерьере.
Двести человек на приеме, и этим не ограничивается круг людей, с которыми он может поднять рюмку за гармонию намерений и возможностей, - интеллигентного менеджера и опытного хозяйственного политика Хартманна знают в московском и федеральном правительствах, в "Газпроме", в Госдуме и, конечно, с ним здороваются за руку министры немецкого правительственного кабинета: как там у нас дела в Москве, господин Хартманн? Неплохо. Германия может гордиться таким немцем: он качает из России треть потребляемого страной газа,контракты с русскими при его участии заключены вплоть до 2030 года.
Русская история Райнера Хартманна началась в 1992 году, когда он возглавил представительство "Рургаза" в Москве. В бурном девяносто третьем, услышав гром пушек,стрелявших по Белому дому, Райнер Хартманн задумался, куда ему бежать из квартиры, находившейся неподалеку от арены опасных событий. В аналогичной ситуации композитор Рихард Вагнер в 1849 году помчался с ружьем на баррикады и потом долго от этого страдал. Наш герой, который родом из города Байрейта, где создан театр Вагнера и проходят знаменитые фестивали опер композитора, очевидно,помня поступок великого соотечественника, бежал в обратную сторону от театра непредсказуемых разборок. В международную гостиницу неподалеку. Россию он от страха не покинул и трижды оказался прав. Теперь, годы спустя, он, во-первых, хвалит русских: в самые лихие времена они не нарушили ни одного контракта, во-вторых, предостерегает бизнесменов от страшной ошибки: сегодня для дальновидных немцев грех не видеть, что инвестиции в экономику России могут быстро обернуться звоном золотых монет. Хартманн один из тех, кто возглавил немецкое инвестиционное нашествие в нашу страну. Как при Петре I. Вы ахнете: в одной Москве около 2700 представительств немецких фирм.
Чистый прагматик вряд ли может рассчитывать в России на широкую популярность. Русский менталитет ценит душевную щедрость в принципе и нежлобский бизнес,тот,который умеет делиться заработанным. "Рургаз" финансировал одну из зарубежных выставок в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, восстановление Янтарной комнаты в Питере - тут вложены миллионы в твердой валюте. И, конечно, культурный немец из города Байрейта Райнер Хартманн не забыл показать русским любимого Вагнера, постановки опер которого требуют огромных денег - немецкая фирма финансово сотворила "Летучего голландца" на сцене Большого театра.
Русская история немца Райнера Хартманна тянет на один банальный вывод: в России иностранцам можно развернуться. И на другой: нашим бизнесменам, которые теперь осмелели и пошли делать бизнес за границей, не стоит забывать об авторитете родного Отечества. Тут поучителен пример господина Хартманна.
Спрашиваю, какой у него любимый тост,и он,не задумываясь, чеканит:
- За вас, за нас, за русский и немецкий газ!
Складно, весело и по существу главной линии его жизни.