"Битва за лес" перенесена на осень

Второе чтение Лесного кодекса отодвигается как минимум до осени. Об этом сообщил вчера на пресс-конференции депутат Госдумы, председатель подкомитета по лесу Владимир Крупчак. Официальное объяснение - так рекомендовал Совет Федерации. Но, похоже, главной причиной, по которой прошедший влет в первом чтении законопроект вдруг резко сбавил обороты, - серьезные замечания президента страны, о чем "РГ" уже писала.

 

Необычный состав участников пресс-конференции (там были представители правительства, парламента, науки, экологической общественности, бизнеса) можно было бы расценить как попытку найти взаимопонимание в принципиальных вопросах, по которым идет ожесточенный спор уже как минимум два года. И все же взаимопонимания не чувствовалось. Депутат Крупчак не без подтекста заметил, что к осени это будет "уже другой кодекс". Один из разработчиков, замдиректора Департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования минэкономразвития Всеволод Гаврилов заявил, что он "солидарен с теми положениями, которые есть в сегодняшнем варианте кодекса". Это значит, что разработчики не считают нужным что-либо менять по большому счету.

Наиболее принципиальный вопрос - быть или не быть частной собственности на лес - вновь встал во весь рост. Всеволод Гаврилов утверждает, что нет в кодексе слова "приватизация", а значит, вопрос частной собственности сам собой отпадает. Академик РАН Александр Исаев убежден, что это все - риторика, что и без слова "приватизация" частная собственность заложена в основу кодекса, что "аренда на 99 лет - это одна из форм камуфляжа частной собственности". Кстати, на туманность и противоречивость некоторых формулировок кодекса обратил внимание и президент. В том числе и в вопросе о формах собственности на лес.

Одно из принципиальных замечаний президента, напомним, касалось права народа на свободный доступ в лес. Он считает, что должен быть исчерпывающий перечень случаев, когда пребывание граждан в лесах может быть ограничено. В первую очередь президент подразумевал трудности, которые могут возникнуть в связи с расширением предпринимательской деятельности в лесах и возможным введением частной собственности. То есть не захочет хозяин пустить в свои владения грибников - не пустит, потому что в нынешнем варианте кодекса есть две прямо противоположные записи на этот счет.

Однако и общественность, и лесоохранная служба напомнили, что есть еще и другая проблема, связанная со свободным допуском в лес: как минимум 80 процентов всех лесных пожаров - дело рук человека. Поэтому, составляя перечень ограничений, должно быть учтено и это обстоятельство.

И у президента, и у "лесной" общественности вызывает сомнение так называемое доверительное управление лесами. В каких лесах это возможно? В чьих интересах будет действовать доверительный управляющий, если его выбрали не потому, что он предложил самый эффективный план управления имуществом (в данном случае лесом), а просто выиграл аукцион, то есть предложил больше денег? Это пока остается без ответа.

Лесопромышленники, в свою очередь, не хотят соглашаться с тем, что арендовать лесные участки можно будет только по аукциону. Многие не теряют надежды вернуться к конкурсам. А руководитель Рослесхоза Валерий Рощупкин категорически возражает: конкурсы - это рассадник коррупции. Судя по всему, нешуточная битва за лес еще впереди. По планам Госдумы, замечания и поправки к проекту Лесного кодекса принимаются до 15 августа. В сентябре - октябре должно состояться второе чтение. Идеалисты говорят, что пока в проекте не будут учтены интересы всех сторон - государства, народа и бизнеса - кодекс принимать нельзя. Реалисты напоминают: такого нигде никогда не было, кто-то все равно будет ущемлен. Поэтому главное - соблюсти государственный интерес. Но вот какая беда: государственной лесной политики в России, увы, до сих пор нет.